От аристократов до сегодняшних топ-менеджеров: в Мастерской Брусникина — новый спектакль «Круги/фантазии»

Автор пьесы, по которой поставили спектакль, — Жоэль Помра, один из ведущих французских драматургов, хедлайнер Авиньонского фестиваля 2006 года. Он много ставил в России, в частности ранее уже сотрудничал с театром «Практика». Помра — один из немногих современных иностранных драматургов, кто не против, чтобы его сегодня ставили в нашей стране, рассказывает режиссер спектакля Никита Кобелев. По его словам, в наши дни, если постановщик выбирает зарубежную пьесу, то в 90% случаев сталкивается с отказом. Добиться прав на постановку очень сложно. А Кобелев за этот сезон уже во второй раз выпускает спектакли по пьесам Помра. Ранее была премьера «Этот ребенок» в Театре сатиры. Вот что Никита Кобелев рассказывает про «Круги/фантазии»:

От аристократов до сегодняшних топ-менеджеров: в Мастерской Брусникина — новый спектакль «Круги/фантазии»
© BFM.RU

Никита Кобелев режиссер «Я люблю такие полифонические истории, где не один сюжет, а где несколько маленьких историй, где какая-то мозаика сюжетов. Я делал такие спектакли в театре Маяковского. В этом плане видение Помра совпадает с моим. Мир для меня не вмещается в какой-то единый сюжет. Сегодня, чтобы рассказать о какой-то проблеме, иногда не хватает одной истории. Особенно вот в этой пьесе здесь вообще очень лихо завернутые разные времена, разные судьбы, и все это в два часа времени. Ты успеваешь погрузиться в очень разные ситуации. Зритель вообще по-другому видит этот узор, который возникает в итоге. При этом они абсолютно универсальны. Помра настолько универсальные пьесы пишет: архетипы там очень узнаваемы, там нет такого специального какого-то колорита или какой-то очень внутренней локальной проблемы».

Перед зрителями, которые сидят по обе стороны от сцены, — подиум. Как на показе мод. Такое решение родилось, поскольку сложно было придумать какую-то единую декорацию. Над этим подиумом — небольшой экран, там высвечивается информация о предлагаемых обстоятельствах. Зрители попадают то в середину XIV века, то во времена Первой мировой войны, то в начало нулевых. Ощущение, что листаешь сторис в запрещенных западных соцсетях. Всего перед зрителями разыгрывают восемь разных сюжетов, которые на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Одна из историй вообще больше напоминает не спектакль, а стендап. Что объединяет все эти сюжетные линии, рассказывает актриса Мастерской Брусникина Алиса Кретова:

Алиса Кретова актриса Мастерской Брусникина «Я играю аристократку с достаточно любопытной темой эмоционального допуска в коммуникации с людьми. Она настаивает со своими слугами на кое-чем — не буду спойлерить — да и сама же потом оказывается жертвой этих обстоятельств. И жена классическая для нашего поколения и для того общества, к сожалению, в котором мы все оказались, — она просит сделать своего супруга кое-что низкоморальное для их процветающей жизни. На нем вся ответственность. Мы берем разные годы, просто это истории из жизни, такие дефрагментированные, из совершенно разных лет. Все истории связаны с моральными нравственными выборами, и ценности повторяются что в 1914 году, что в 1917-м, что в 2005-м. Там есть достаточно большое поле для интерпретаций каждого человека, кому что попадает. В целом для меня это не столько про успех, сколько про идеологию, это не всегда про сам успех, это скорее про этот нравственный выбор или его отсутствие».

«Круги/фантазии» «рисуют» в Красном зале Музея Москвы, это сегодня одна из площадок театра «Практика», где ставит спектакли Мастерская Брусникина. Премьера была в минувшие выходные, в следующий раз сыграют 20 января.