Эксперт рассказала о проблемах инклюзивного образования

За десятилетия существования инклюзивного образования за рубежом не получено серьезных данных о его преимуществах. В России тем не менее в одночасье была разрушена система специальных коррекционных школ, заявила 17 ноября директор Института психологии Российского государственного гуманитарного университета Надежда Мазурова.

Эксперт рассказала о проблемах инклюзивного образования
© Парламентская газета

Одной из самых тревожных тенденций 21 века стало неуклонно увеличившееся число детей с ограниченными возможностями здоровья — это известный факт, отметила Мазурова. Проблемы образования этих детей очень актуальны, сейчас ведущее направление в обучении и воспитании детей с ОВЗ — инклюзивное образование, продолжила спикер.

«Мы столкнулись с тем, что тысячи дошкольных и школьных педагогов в тех учреждениях, где обучают детей с ОВЗ, осознали, что этот способ получения образования не всегда соотносится с образовательными потребностями детей», — подчеркнула эксперт в ходе круглого стола в Совете Федерации, посвященном подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, обучающих детей с инвалидностью и ОВЗ.

По ее словам, в 20 веке отечественные дефектологи и психологи проделали колоссальную работу по созданию уникальной системы обучения детей с ОВЗ: были разработаны программы обучения, приемы, методы коррекции, создана оптимальная организационно-образовательная среда для каждого типа нарушения и возраста детей.

За многие годы на практике доказана эффективность такого обучения, добавила эксперт. Однако после 90-х годов произошли кардинальные изменения, противоположные всей истории отечественной дефектологии и принципам классической педагогики и психологии в целом, отметила Мазурова. Именно с этого времени тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования.

«Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем все экономические санкции. Инициатива в осуществлении инклюзии принадлежит США и ряду европейских стран и не имеет под собой научных оснований вследствие недостаточного уровня развития там специальной педагогики и специальной психологии», — подчеркнула директор Института психологии Российского государственного гуманитарного университета.

За десятилетия существования инклюзивного образования за рубежом не получено ни одного серьезного данного о его преимуществах, продолжила Мазурова. В России тем не менее в одночасье была разрушена система специальных коррекционных школ. Дети с ОВЗ остались без специальной поддержки и фактически были лишены возможности реализовать свои конституционные права на эффективное обучение, воспитание и трудовую деятельность.

Нужно вспомнить, что прогресс — это не новое, а лучшее и разумное, считает специалист. А также стоит с точки зрения здравого смысла разобраться, почему все подряд дети с ОВЗ не могут качественно обучаться в школах вместе с нормально развивающимися детьми. Условия общеобразовательных школ не соответствуют потребностям детей с ОВЗ, им нужны специальные условия обучения, добавила она.

Мазурова предложила создать при Комитете Совфеда по науке, образованию и культуре рабочую группу и силами этой группы провести серьезное аналитическое исследование проблем инклюзивного образования. Результаты этого исследования нужно заложить в основу будущих законодательных актов, считает спикер.

Важно также проанализировать эффективность работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и их полномочий, а также поэтапно решить вопрос об изменении системы школьного образования для детей с ОВЗ в полном соответствии с образовательными потребностями каждой категории детей, включая все возможные варианты инклюзии. Эксперт также предложила вспомнить лучшую в мире систему образовательных учреждений для детей с ОВЗ и применять ее в тех случаях, когда это единственный необходимый ребенку вариант образования.