Станислав Дужников: «Для того чтобы верить в себя, главное – чтобы в детстве тебя любили»
Станислав Дужников – человек, встретив которого, мгновенно попадаешь под его обаяние. Даже хоть раз увидев его на экране, сразу проникаешься к нему симпатией – такой у него открытый взгляд и добрая улыбка. Чем-то он похож на былинного богатыря – большой, сильный, уверенный, правдивый и очень добрый. Наверное, именно поэтому зрители полюбили его с первой же роли – Бомбы в фильме «ДМБ». Потом был чудесный Миша Доценко в сериале «Каменская», а после Лёни в «Ворониных» Станислава полюбила вся страна. Сегодня в числе его ролей почти 60 фильмов и три десятка спектаклей, в которых он совершено иной, чем в кино: Дон Жуан, Подколёсин, Войцек. А ещё он колесит по стране, помогая юным актёрам обрести уверенность в себе и не бояться неудач. Во время одного такого мастер-класса он и рассказал , что самое важное для того, чтобы ребёнок вырос счастливым и успешным. Воспитать личность – Станислав, вы много работаете с детьми и родителями. В чём же секрет, который вы им раскрываете? – Для того чтобы верить в себя, главное – чтобы в детстве тебя любили. Эта любовь из детства – самое важное для человека. И важен именно личный пример: чтобы любовь, доверие и уважение родителей друг к другу были везде – дома, на улице, на работе. Только тогда такое отношение будет для ребёнка самым важным и самым главным в жизни. Потом это чувство превращается в любовь к своей Родине, своему дому, семье, друзьям. И именно любовь помогает детям преодолеть комплексы, которые набрасываются на человека, как только он начинает взрослеть. Какие-то ему вбивают, пусть неосознанно, родители, какие-то – школа, какие-то – друзья. Но и оберегать от всего ребёнка нельзя. Чем больше он будет натыкаться на углы и шероховатости, тем сильнее и крепче станет. Растить «комнатное растение» никто не хочет – мы все желаем, чтобы наши дети стали самостоятельными, сильными, серьёзными, интересными личностями, которые могут преодолеть любые сложности и выбрать свой путь в жизни.– Как же среди всех увлечений ребёнка найти то самое главное, которое принесёт ему успех? – Интересы как игрушки – все они важны. Есть любимая игрушка, а есть ящики других, о которые мы запинаемся и на которые мы наступаем и злимся, потому что больно. А ребёнок ревёт, потому что игрушку раздавили. Так и с интересами. Анализируя увлечения, можно увидеть, к чему у ребёнка интерес, что ему сложно, а что получается «по щелчку». И то, что получается «по щелчку», – к этому у него и талант, который надо развивать, культивировать и поливать! И тогда ребёнок будет в этой области выдавать необыкновенный результат. Экранная правда – Вы говорите прямо как ваш герой Лёня Воронин. Сериал «Воронины» стал настоящим отражением жизни среднестатистической российской семьи… – Всё, что касается семьи Ворониных, – психологические портреты. Самое интересное, что Ассоциация психологов России рекомендует своим студентам смотреть наш сериал с точки зрения поведения психотипов.– Получается, что сегодня вы – практически семейный психолог. Что самое важное в общении родителей с детьми? – Отец должен быть и другом, и наставником одновременно. Я – старший товарищ, а не ровесник. Отношения с ребёнком нужно выстраивать так, что ты не только строгий отец, который что-то запрещает, но ещё и друг, к которому можно прийти и пооткровенничать. Главное – чтобы между родителем и ребёнком было доверие. Тогда он не станет замыкаться в себе в сложный переходный период, а будет выносить всё на обсуждение и знать, что семья за него горой. Любая проблема должна решаться не в одиночку, ведь подросток часто не знает, что делать. Все конфликты решайте в разговорах и через собственный пример. И помните: с ребёнком надо говорить не с высоты своего роста, а на равных, глаза в глаза, на одном уровне. Не сюсюкать. И ему нужно объяснять, что за каждый поступок есть ответственность. И тогда, прежде чем он что-то сделает, он сначала подумает и просчитает варианты. Что если что-то сделает хорошо – получит поощрение, а если плохо – наказание. И что он выберет в результате? Если у вас стресс, то это не имеет отношения к ребёнку. Хочется накричать? А при чём тут ребёнок? Это не его проблемы, а ваши, и вы должны оставлять их за порогом. Станислав Дужников – А какие лучшие поощрения? – Да любые, вплоть до мороженого, подарков и элементарной похвалы. Мы забываем про это, часто переходя на «деньги – товар – деньги», а похвала очень важна. Важно сказать ребёнку, что он – талантливый, что он – умница, молодец, что преодолел трудности. А ещё важно показать ребёнку, что из любой ситуации есть несколько выходов и нет безвыходных ситуаций. Тогда он научится думать, и тогда у него появится выбор. А если есть выбор – есть свобода! Во всём, в том числе и в выборе профессии.– А вы в детстве кем хотели стать? – Врачом. Да я и поступал в медицинский, но документы отнёс в институт культуры. Я выбрал ту профессию, которую люблю, несмотря на протесты родных и близких. Хотя, поверьте, в этой профессии такое количество шероховатостей, что иногда доходило до отчаяния, до опускания рук. Но потом собираешь себя в кучку и понимаешь, что благодаря усердию ты победишь.– Когда же вы поняли, что актёрство – это ваше? – В школе, в художественной самодеятельности. В седьмом классе мы ставили сказку «Золушка», и я сыграл в ней… любимую дочку мачехи Золушки. С тех самых пор, с этой женской роли и началось моё увлечение театром. Я стал интересоваться, читать. Тогда я был уверен, что театральному делу учат только в театре: приходишь туда, нанимаешься подмастерьем в рабочие, а потом по иерархической лестнице поднимаешься до артиста. Когда-то так и было, так что интуитивно я понял, как это происходило, а вот о том, что существуют театральные вузы, я и не подозревал. И только гораздо позже узнал, что существуют целые театральные системы, и что когда четыре года учёбы накладываются на талант, который достался от папы с мамой, получается артист.– Есть у вас кумиры среди актёров? – Конечно! С некоторыми я работаю и на сцене, и в кино и каждый раз думаю: мог бы я лет 30 – 40 назад предположить, что выйду с ними на одну сцену?! Это Станислав Любшин, Борис Клюев, Юозас Будрайтис, Александр Белявский, Виктор Павлов, Елена Яковлева, Сергей Гармаш, Сергей Никоненко, Александр Калягин, Екатерина Васильева, Сергей Шакуров, с которым мы только что отработали картину, пока не скажу какую. И это огромное счастье – учиться в том учебном заведении, где учились твои любимые артисты. А самое удивительное – когда такие люди видят в тебе не поклонника, а коллегу, с которым можно обсудить профессиональные вещи. От скорби до радости – Каких героев вам играть интереснее? – Наша профессия – это разные способы существования. Артист может сыграть любые состояния – от безумной радости до великой скорби. И всё это интересно. Я сыграл Дон Жуана, а сейчас мне удалось сыграть Пьера Безухова – у нас есть чтецкий концерт с духовым оркестром, где Толя Белый, Дарья Мороз и я читаем «Войну и мир». Я думал, что будет мало народу, но, к моему удивлению, сейчас очень много народа ходит на чтецкие концерты. Благодаря аудиокнигам сегодня на них ходят и молодые люди, и это здорово!– А вы записываете аудиокниги? – Только начал. Пока записал только «Ловец видений» Сергея Лукьяненко. У нас собрался большой звёздный состав на чтение этой книги. Презентация её была в Сети, и мы сразу получили множество хороших отзывов. Интересная история получилась. А я бы хотел почитать русские народные сказки. И не чтобы я один, а с другими персонажами – Василисой Прекрасной, Серым Волком, Иваном-царевичем, царём Дадоном. Или сказки из моего детства – история про Голубого Щенка, Антошку, которого зовут копать картошку, те детские сказки, которые в моём детстве были на пластинках, и их читали великие советские артисты. У меня они сохранились, и я берегу их как волшебство из детства. Для своего патефона я долго искал иголки и в итоге нашёл настоящие, производства 1901 года. Мне прислали 12 иголок в упаковочке. А в детстве дед мне показал, как можно почти такие же иголки взять от циркуля. Они подходят под патефон. Просто их надо немного сточить. Попробуйте – обязательно получится!