«Где-то внутри каждого взрослого всегда остается ребенок»: автору «Вредных советов» Григорию Остеру – 75

27 ноября исполняется 75 лет детскому писателю, сценаристу, драматургу, заслуженному деятелю искусств России Григорию Остеру. На его «Вредных советах» выросли несколько поколений мальчишек и девчонок, а мультфильмы «38 попугаев», «Котенок Гав» и «Он попался!» по его сценариям стали советской мультклассикой.

«Где-то внутри каждого взрослого всегда остается ребенок»: автору «Вредных советов» Григорию Остеру – 75
© Мир24

О жизни и творчестве этого великого выдумщика и мастера пародии – в нашем материале.

Ялтинское детство, металлолом и чудесный сифон

Будущий писатель родился 27 ноября 1947 года в Одессе. Там служил во флоте его отец Бенцион Остер, который воевал сам и потерял на войне и отца, и брата – оба погибли на фронте. Вскоре после рождения сына семья переехала в Ялту, где отец стал работать токарем в порту. В Ялте прошли школьные годы Григория Остера. Любовь к литературе ему досталась от матери Леи Остер, которая работала библиотекарем в клубе моряков.

Детство Остера было насквозь пронизано солнцем и пропитано морем, в котором он сам и его друзья-мальчишки купались с мая по октябрь. Правда, бабушка считала, что ребенка нельзя отпускать на улицу гулять одного. Поэтому убегать с друзьями от бдительного семейного присмотра он начал лишь в средней школе. В то время ялтинские мальчишки обожали бегать в порт, где пахло рыбой и мазутом – смотреть на большие корабли. И за день успевали обегать все окрестности.

Летом Ялта превращалась в шумный курорт – санатории и дома отдыха принимали на отдых и лечение множество курортников. А осенью город вновь становился притихшим и словно обезлюдевшим. Из тех лет писателю запомнились лишь эпизоды. Такие, как сбор металлолома, когда мальчишки под благовидным предлогом проникали на территорию заводов в поисках чего-то железного. А также – чудесный сифон, благодаря которому дома можно было делать газировку с шипящим пузырьками, которые лопались прямо в лицо, обдавая нос веселыми брызгами.

Благодаря маме-библиотекарю Григорий Остер перечитал еще в школе практически всю классику, но особенно любил приключенческие романы и фантастику. А «Трех мушкетеров» перечитывал время от времени в течение всей своей жизни. Еще в старших классах он начал писать стихи и мечтал сделать поэзию делом своей жизни.

Литературный институт и ночная Поляна сказок

После школы Григорий Остер был призван в армию, и на целых три года отправился служить на северный флот. А после возвращения домой поступил в 1970 году в московский Литературный институт им. М. Горького – на заочное отделение драматургии. При этом жить он продолжал в Ялте, где подрабатывал то там, то здесь. В частности, ночным сторожем на знаменитой Поляне сказок, которая в начале 70-х как раз приобрела современные черты.

В те годы над скульптурами сказочных героев из дерева, камня, гипса и металла трудились мастера из Москвы, Киева, Ялты, Симферополя и многих других городов. Может быть, это не случайно, что Остер выбрал именно это место, где мир детства, мир волшебной сказки оживал с такой силой. Особенно ночью, когда туристы покидали это место и Григорий Остер оставался там один до утра.

Так или иначе, к концу учебы в институте он решил стать детским писателем, хотя его первой изданной книжкой и был сборник вполне взрослых стихов.

Важным оказался и финансовый фактор. Позже писатель признавался, что ни проза, ни поэзия для взрослых не приносила ему никакого дохода. «Я занялся детской литературой из соображений выживания, но это дело мне так понравилось, что я стал этим заниматься и дальше», – рассказывал Григорий Остер.

Когда в 70-х писатель перебрался в Москву, он продолжил работу как детский писатель и сценарист, добившись значительных успехов.

У критиков вызывал опасения, а детей покорял раз и навсегда

В 1975 году вышел его первый сборник сказок для детей «Как хорошо дарить подарки», который принес молодому писателю первую известность. Именно в нем впервые появились четыре героя – Удав, Слоненок, Попугай и Мартышка, которые потом стали персонажами мультфильмов «38 попугаев» и «Бабушка удава». В том же году Остер написал пьесу «Человек с хвостом», по которой многие кукольные театры поставили спектакли. С этого момента каждый год выходили его новые рассказы, повести или пьесы для детских спектаклей.

Интересно, что в Советском Союзе Остер был хоть и известным писателем – мы все росли на мультфильмах по его произведениям – но у критиков он вызывал опасения, как бомба замедленного действия. А его «Петьку-микроба» вообще сперва отказывались печатать, усмотрев в веселых рассказах пародию на весь советский строй.

Знаменитая серия «Вредные советы» начиналась как отдельные небольшие стихотворения, предназначенные для публикации в журналах. Идея давать советы «наоборот» очень понравилась маленьким читателям. Когда в 1994 году вышел полный сборник вредных советов с пометкой «Послушным детям читать запрещается!», он тут же стал бестселлером. А в Канаде «Вредные советы» в переводе издали невероятным тиражом 12 млн экземпляров, тогда как другие авторы публиковались тиражами не больше 300–400 тысяч. Позже «Вредные советы» превратились в отдельный литературный жанр – у Остера появилось множество последователей и подражателей.

«Пишите для себя в детстве»: секреты популярности Остера

В одном из своих интервью Григорий Остер сказал: «Открою одну тайну: хотите стать детским писателем – пишите для самого себя, того себя, каким вы были в детстве. Если то, что вы напишете, понравится тому маленькому ребенку, каким вы были, значит, вы стали хорошим детским писателем. Где-то внутри каждого взрослого, как самая маленькая матрешка, всегда остается ребенок. Если до него достучаться, научиться с ним общаться, будет гораздо легче не только писать, но и вообще жить».

Сейчас, как отмечает старший научный сотрудник Российской книжной палаты, критик детской литературы Мария Порядина, Григорий Остер в одиночку занял добрую треть читательского сознания, ориентированного на литературу для детей. Поражает многообразие его художественных поисков: «вредные советы», «рецепты для людоеда», литературные сказки, «веселые учебники» и «книги по воспитанию детей и родителей» и многое другое, не говоря уж о традиционных жанрах детской литературы. По наблюдениям критиков, его эстетика отличается стилистической эклектикой, подтекстом, цитированием, иронией, пародией и гротеском.

«Литературный мир Остера – это причудливые трасформации, комические и абсурдные ситуации, нонсенс, гипербола и изобретательный язык, – пишет филолог, профессор из Калифорнии, (США) Лариса Рудова – Как и его предшественники в «игровой» традиции, Сапгир, Заходер и Успенский, Остер считался «нетрадиционным» поэтом, последователем Даниила Хармса. И, конечно же, Остеру по духу была близка модернистская детская поэзия Саши Черного, Корнея Чуковского и Самуила Маршака».

Остер считает себя детским писателем, но говорит, что все его книги, включая «Вредные советы», – просто для людей. Он считает, что поскольку дети произошли от взрослых, а взрослые от детей, то он может предложить что-то и тем, и другим. Поэтому в творчестве Остера можно найти что-то для каждого: каламбуры и нонсенс – для малышей, ирония – для детей постарше, сатира и пародия – для взрослых.

Григорий Остер – единственный детский писатель, включенный в книгу «Кто есть кто в русском постмодернизме». В 2002 он стал обладателем Государственной премии России, а в 2007 году получил звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Писатель издал десятки книг и стал автором сценариев более чем к 20 мультипликационным фильмам. А в 2004 году по предложению администрации президента России Владимир Путина он разработал сайт «Президент России гражданам школьного возраста» – потому что было решено, что никто лучше с этой задачей не справится.

А среди критиков детской литературы есть одно правило: если уж начали писать об Остере, не нужно заглядывать в его книжки, пока работа не окончена. Потому что оторваться невозможно, и статья точно не будет написана вовремя.