Опять двойка. Россиянам объяснили, почему дети плохо учатся в школе
«Способный, просто ленится». Знакомая фраза, не так ли? Частенько многих двоечников в школе чуть ли не клеймят за неуспеваемость, постоянно сетуя на то, что они не хотят учиться. Родителей вызывают в учительскую, обсуждают плохие оценки их чада, а дома случается разговор с наложением санкций в виде лишения компьютера. Но прогресса нет... А что, если ребёнок как раз-таки не «ленится», а ему действительно нужна помощь вместо нагоняя? «Для того чтобы решить вопрос, как преодолеть трудности обучения, который возникает у многих родителей школьников, надо сначала ответить на вопрос: "Почему эти трудности возникли у моего ребёнка?" Здесь важно понимать, что причины могут быть комплексными, соответственно, и оказывать помощь в большинстве случаев также нужно будет комплексно», — рассказала детский нейропсихолог Марина Захарова. По её словам, в первую очередь важно получить обратную связь от самого педагога, насколько ученик усвоил материал и не нужна ли ему дополнительная помощь. Дело в том, что часто проблема может носить исключительно педагогический характер. То есть учитель может идти со всем классом в одном темпе, не оборачиваясь на тех, кому действительно сложно усваивать материал с первого и даже со второго раза. Ведь каждый индивидуален. Из этого на тех же контрольных вытекают проблемы, которые с каждой новой темой накапливаются как снежный ком. Какая уж тут мотивация может быть у ребёнка, если он перестаёт видеть смысл в усвоении материала, пытаясь угнаться за большинством? В целом, по словам Захаровой, нужно отследить психологическое состояние ребёнка и заострить внимание на его тревожности, трудности адаптации, поискать стрессовые факторы (даже тот же развод родителей, разлука с близким взрослым). К тому же немаловажно изучить его мотивацию. Если вы обнаружили то, что вас беспокоит, не бойтесь обратиться за консультацией к детскому психологу. Очень часто проблемы в обучении могут случаться именно из-за объективной нехватки ресурсов со стороны мозговых механизмов самого ученика. То есть ребёнок невнимателен в любой деятельности, быстро устаёт от интеллектуальной нагрузки, совершает на первый взгляд даже «глупые» ошибки. Но это не из-за его вредности, а потому что ему по-настоящему нелегко. А постоянные нагоняи и упрёки только усугубляют его опасения, что что-то не так именно по его вине. В этом случае стоит провести нейропсихологическую диагностику. Она поможет выявить слабые и сильные звенья психической деятельности и дать конкретные рекомендации по их развитию. Если у вашего ребёнка есть речевые трудности (например, он не произносит какие-то звуки, не может выразить мысль, делает банальные грамматические ошибки), то ему дорога к логопеду. И это не наказание, а, напротив, дельная помощь для дальнейшего развития. Дело в том, что от чистоты устной речи зависит то, как будет развиваться и письменная, необходимая во время обучения в школе. Вообще важно оценить и состояние соматического здоровья ребёнка, особенно если он часто болеет. В первую очередь стоит поговорить с педиатром и неврологом. Соматическое состояние влияет на работоспособность вашего чада, его внимание и память. Очень важно для ребёнка заниматься спортом — даже если много времени уходит на учёбу и домашнее задание. Школьника истощает монотонная умственная нагрузка, а спорт, напротив, активизирует его, и мозг в том числе. В итоге спорт делает ребёнка здоровым и более выносливым к разным нагрузкам. В занятиях по преодолению трудностей обучения очень важно помнить, что нужна систематичность. Неважно, занимается ребёнок с педагогом или специалистом. Занятия должны быть регулярными, домашние задания должны выполняться полно и качественно. В конце концов всегда спокойнее, когда ты уверен, что у тебя всё готово, если вдруг учитель спросит. Но, к слову, домашнее задание — это далеко не всегда обязанность лишь самого ребёнка. С трудностями в учёбе крайне важно помогать. Поначалу у чада может не быть навыка самостоятельности из-за психологических барьеров и недостаточной зрелости нейропсихологических механизмов планирования и контроля. Поэтому взрослым нужно уделять время для того, чтобы разбираться с «домашкой» рука об руку с ребёнком. Родители должны понимать, что самоорганизация часто объективно трудна для ребёнка. Здесь поможет только долгий и систематический процесс — стоит научить ребёнка писать планы и контролировать их выполнение. Очень важно поддерживать его, если возникли трудности. И важно помнить: ребёнок обычно психологически трудно переносит ситуацию неуспешности. Поэтому надо найти ту сферу в жизни, где он будет чувствовать себя успешным, ведь школой жизнь малыша не заканчивается. И родительская поддержка — основа основ для того, чтобы ребёнок искренне хотел развиваться.