На II Конгрессе молодых ученых прошла сессия «Наука рядом с каждым». Здесь эксперты обсудили, как сделать исследовательскую деятельность более популярной в обществе. Для этого в первую очередь нужно заниматься с детьми и подростками. Какие мероприятия уже проводятся в школах, как выйти из класса с 14-летними детьми, зачем работать с учителями — обо всем этом читайте в материале InScience.News.«Соревнования — это то, что ребят увлекает»Первой слово взяла Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики ПАО «ГМК "Норильский никель"». Она рассказала о том, что компании нужны инженеры и рабочие, которые готовы вести за собой, думать, работать и меняться. Для того, чтобы обеспечить организацию притоком кадров, «Норникель» запустил инженерный марафон IMAKE. Там ребята создают технологические решения и даже попадают на международные выставки юных изобретателей.Павел Степанов, заместитель генерального директора, ГК «Геоскан» и руководитель научного направления «Российское движение школьников» рассказал о том, что компания работает и в сфере образования. «Соревнования — это то, что ребят увлекает», — отметил он. Очень важно ориентировать и привлекать молодых исследователей к тем проектам, которые имеют практическое применение.Сейчас «Геоскан» стремится к тому, чтобы побольше ребят могли участвовать в исследованиях в самых разных направлениях, в том числе — космической. Очень важно продолжать вовлекать одаренных детей в науку даже после завершения проекта.Александр Леонтович, директор Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова заявил, что задача университета не только выпустить первоклассных специалистов, но и тянуть за собой региональное образование. Кроме того, Леонтович отметил, что очень важно вовлекать молодежь в науку и рассказывать ей, как это интересно и важно. «Необходима выработка научного и понятного широкому слушателю языка», — отметил он.Директор Университетской гимназии МГУ также отметил, что нельзя награждать победителей конкурсов финансово. Например, в Мексике лидерам олимпиад предоставляют гранты на поездки на научные конференции. Кроме того, нужно дать конкурсам ресурсы и возможность выйти в информационное пространство.Леонтович обратил внимание, что ученым и представителям компаний очень трудно взаимодействовать с детьми: «Пришел дед… Лысый… Что за дед?». Очень важно, чтобы ребенку объясняли, что за человек придет в школу и чем он занимается. Это сразу даст возможность общаться с детьми плодотворно.Сергей Салихов, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», рассказал о том, как вуз мотивирует юных изобретателей идти в науку. «Мы показываем университет изнутри», — поделился он. В НИТУ МИСиС есть секции и кружки, где ребята проводят свои эксперименты и создают новое. Кроме того, отметил Салихов, детей с юного возраста приучают к главному принципу научной этики — независимая экспертиза. В этом университету помогает Российский научный фонд.Проректор также отметил, что в МИСиС День открытых дверей стал настоящим праздником для абитуриентов: школьники могут посетить любые лаборатории, центры и так далее.«Войти в класс с 14-летними ребятами не так просто, еще сложнее из него выйти»Следующим слово взял Георгий Шахгильдян, заместитель проректора по развитию Российского химикотехнологического университета имени Д.И. Менделеева. Он отметил, что очень важно работать с учителями химии. Например, в проекте «Менделеевские классы» преподаватели работают вместе с учителями. А в детском технопарке «Менделеев центр» учителя учатся вместе со своими учениками.Особое внимание Шахгильдян уделил тому, что нужно продвигать имидж университета, а также вырабатывать уважение к науке в обществе.Павел Зенькович, вице-президент по внешним коммуникациям Группы компаний «Просвещение», отметил, что в первую очередь важно «прокачивать» школьных учителей: чтобы они узнавали о научных открытиях в своем профиле. Детям интереснее учиться у педагога, который горит своим делом и интересуется новым.Кроме того, если принимать решение о том, чтобы отправлять именитых ректоров в школы, нужно понимать, что это особая специфика. Детям нужно все объяснить понятным языком, который не будет насыщен терминами. Если школьников не заинтересовать своим рассказом, то ничего хорошего из этого не выйдет. «Войти в класс с 14-летними ребятами не так просто, еще сложнее из него выйти», — заявил он.Важно работать и с родителями, считает Зенькович. Он отметил, что зачастую взрослые заявляют: «Я врач, и ребенок мой будет врачом». А он хочет быть химиком, физиком, художником и так далее. Очень важно доносить до родителей, что нельзя заставлять ребенка идти туда, куда ему не хочется, ведь в конце концов ничем хорошим это не закончится.Андрей Блинов, заместитель генерального директора Российского научного фонда, начал с того, что обратил внимание на тот факт, что каждый третий россиянин считает, что Солнце крутится вокруг Земли. Поэтому очень важно показывать людям науку и вызывать интерес к ней. Рассказывать детям о науке очень сложно, ведь специалисты сейчас более узкие и зачастую смежный специалист не может понять своего коллегу из-за специфики терминов. Поэтому надо очень точно подбирать слова и находить способы донести рассказ о науке так, чтобы это дало хороший результат.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.