Войти в почту

«Леонардо» в театре «Модерн»: «Падение – это только ступень на пути к познанию»

«Это вообще не живопись. Здесь написано то, что глазами не увидишь»

Художественный руководитель театра «Модерн» выпустил вторую часть трилогии «Антихрист и Христос». Зрители уже видели «Петра I», теперь же главным действующим лицом становится Леонардо да Винчи. Философские размышления о том, кто же все-таки гении мировой истории и чего в них больше – добра и веры или бесовского греха. Какой путь предстоит героям – от тьмы к свету или наоборот? И какую роль играют вера, надежда и любовь?

Философию Мережковского, как автора, великолепно дополняют зрительные образы Грымова, как режиссера. В итоге получается неплохой микс зрительных и смысловых образов, которые и составляют весь спектакль. И, кажется, одно без другого немыслимо – настолько плотно картинка цепляет слова и наоборот.

Драматический театр «Модерн» был основан в 1987 году как один из немногих новых государственных театров Москвы. Создан выпускниками училища имени Щепкина на основе экспериментальной театральной студии. И, надо сказать, эксперименты здесь не заканчиваются. Но, как верно подмечает худрук Юрий Грымов, «театр – это не здание; это, прежде всего, люди, которые там работают и которые приходят на спектакли».

Постановки мастера всегда наполнены особым настроением, в них много смыслов, которые читать нужно между строк и тогда, возможно, удастся найти какие-то важные ответы на свои вопросы о смысле жизни, о цели и предназначении человека.

Что же из себя представляет истинный художник и творец? Что позволено гению? Как дойти до цели и осуществить главное дело своей жизни?

«Он изучает людей, разделывая трупы…»

Леонардо да Винчи – ведущее действующее лицо в этом спектакле. Перед нами эпоха Возрождения, когда в искусстве в центре внимания оказывается «образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности», как определяют авторы постановки. И с этим трудно не согласиться. Погружаясь в 14-15 века, зритель все же не разрывает связь с современностью – такова уж стилистика Грымова, где прошлое, нынешнее и будущее переплетаются, соединяются и создают очень стройный ансамбль, словно вырывая зрителя из суровых будней и позволяя подняться над проблемами и заботами, но в то же время позволяя взглянуть на все как бы чуть с другого ракурса, чтобы понять и осмыслить что-то очень важное и нужное.

Великий художник и «универсальный человек». Его работы «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Спаситель мира», «Иоанн Креститель» до сих пор будоражат ума и удивляют. Сам же Леонардо в первую очередь считал себя ученым, он подарил миру множество изобретений. Он не боялся неудач, а считал это лишь ступенью на пути к цели. С одной стороны – жестокий, с другой – очень ранимый. О его личной жизни слагают легенды, но фактов не хватает, чтобы утверждать что-то наверняка.

«А разве коршун грешен, когда сжирает мышь?»

Да Винчи (заслуженный артист России Дмитрий Бозин) здесь предстает то в образе Христа, о чем свидетельствуют многие мизансцены, то настоящим исчадием ада. И порой так трудно поверить. Что это один и тот же человек. Но, может быть, в этом и есть особенность гения – в неоспоримом сочетании добра и зла? Безмерно уверенный в себе и четко идущий к собственным целям, этот персонаж становится и сам предметом исследования в искусстве, а режиссер вместе с артистом как настоящие художники добавляют абсолютно разные краски, чтобы максимально раскрыть природу гения. В жизни ведь талантливые люди частенько кажутся чудаками.

Но, надо сказать, что Леонардо – человек удивительный. Это не просто художник, его знания будто бы безграничны: он занимается медициной, военной инженерией, музыкой, архитектурой, стихосложением… Но главное – он не боится ничего нового. Это человек, который постоянно ищет, пробует, ошибается и пробует вновь и вновь. При этом мастер не слишком волнуется за свои художественные шедевры: перепутал краску, фреска разрушается – ну и пусть.

Лишь портрет Джоконды он не готов отдать никому. И даже будучи вынужден продать его королю Франции ((Александр Колесников), он просит, чтобы тот забрал его лишь после его смерти. А все потому, что Лиза Джоконда (Маина Чижевская) вызвала в нем особые чувства. Пожалуй, в общении с ней мы видим совсем иного Леонардо, впервые он позволяет себе быть слабым, податливым, даже нежным. Куда только делись его сила и напористость, его жестокость и равнодушие?.. Не от того ли, что эта прекрасная особа единственное воплощение красоты и внешней, и внутренней?

«Душа художника должна быть как зеркало: отражает каждый жест, каждое движение, а сама остается чистой»

Вообще все, кто окружают Леонардо, особенно в начале его пути весьма уродливы. Вот, например, герцог Моро (Юрий Анпилогов) горбат и безобразен. На его лице вечно какие-то гримасы то ли это судороги, то реальное отражение его внутреннего мира и мыслей, жена Беатриче (Жанна Чирва) тоже будто подвержена нервному тику и всю ее перекосило, а сиамские сестра (Ольга Богомазова и Марианна Канивец) и вовсе представляют собой уродское зрелище. Савонарола (Алексей Багдасаров) излишне прямолинеен и падок на деньги. Ученик Джованни (Богдан Щукин) настолько боготворит учителя, что никак не может принять сочетание в нем божественного и дьявольского. Салаи (Мария Кондратова), который становится избранником гения, непонятно то ли юноша, то ли девушка…

Но постепенно каждый последующий персонаж, который появляется на сцене, словно лучше предыдущего. Не это ли движение от темного к светлому? Не это ли признак того, что все-таки не зря Христос проповедовал свои учения, не взирая ан предательства и отступничество? Не это ли доказывает, что от невежества – к образованию, от темного – к светлому можно пробраться? И даже нужно.

Стоит отметить, что сама постановка – как картина. Все мизансцены так выстроены, что если в любой момент сделать стоп-кадр, то можно вешать полотно на стену и любоваться. А посему можно предположить. Что эта тема гения и художника очень близка и самому Юрию Грымову, как творцу и создателю. Но художник здесь – понятие очень широкое: это не только великий человек, историческая личность, но и каждый из нас, желающий и способный что-то создавать, не только потреблять, но и именно создавать.