Вторая жизнь ватной игрушки: забытое ремесло возродили под Владимиром
Во Владимирской области артисты балета оживили забытое ремесло и начали создавать ватные игрушки. Со временем это стало заработком для жителей соседних деревень, передает корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
В старинном особняке небольшого городка репетируют «Щелкунчик». Это Анатолий из деревни неподалеку ставит любимую всеми новогоднюю историю, в которой реальность и сказка бок о бок.
Это та самая деревня. Сначала здесь жили родители Анатолия. А он колесил по миру, гастролировал с балетной труппой из Москвы.
«Меня к земле потянуло. Я работал в Техасе, там всегда жарко. А здесь посмотрите на деревья, они блестят», – говорит Анатолий Емельянов.
Не испугало, что местных жителей в деревне почти не осталось. Построил дом. А потом, тоже в чистом поле появилась часовня.
«Мы с сыном пришли, легли на траву. Лежим, смотрим в небо голубое. Говорю: «Ну что Федя, давай». Взяли лопаты и начали копать фундамент», – вспоминает Анатолий Емельянов.
То, что зарабатывал на гастролях, вложил в стройку. Уже есть гостевой домик для туристов и конюшня. Анатолий перевез из Москвы четверых детей и жену Настю. Она тоже артистка балета.
Ее родители, театральные художники, перебрались за ними, поближе к внукам. Пустую избу перестроили в мастерскую. Начали делать игрушки из ваты. Ремесло почти забытое. А вот до революции такими поделками украшали почти все рождественские елки.
«Лет 12 назад я был с сыновьями на детском празднике, на лотке продавались ватные игрушки. Увидел и обомлел, потому что ничего подобного не продавалось тогда в Москве», – рассказал Валерий Качеев.
Такая игрушка может встретить под сотню новогодних ночей. Она легкая, но прочная. В основе, казалось бы, простые материалы: проволока, вата и клейстер. «Как в том анекдоте. Опасайтесь поддельных новогодних игрушек. По радио объявление. Их начали подделывать, выглядят как настоящие, но радости не приносят никакой. Вот наши игрушки приносят радость, я уверен», – отмечает Валерий Качеев.
Игрушки назвали «Кузьминскими», по названию деревни. Кузьмино стало брендом. Зайцы, космонавты, снеговички теперь продаются на столичных ярмарках. В артели уже есть свои мастера – жители из окрестных деревень. Их научили всем тонкостям. Вот Мария. Летом огород и хозяйство. А зимы тянулись долго.
«Сейчас мне заказали деревенских котов. Нижняя юбка цветастая», – показывает мастерица артели «Кузьминская игрушка» Мария Павлова.
Как свернуть, вылепить и покрасить, Мария пыталась разгадать с подругой, когда впервые купила кузьминскую игрушку.
«Она стоила 1,5 тысячи, зарплата у меня была 7, но я все равно ее купила», – рассказала Мария Павлова.
Встреча с кузьминской игрушкой случилась в предновогоднюю пору, когда пошла на «Дюймовочку». У местных жителей теперь традиция – на праздники сходить в ДК, когда дают балет.