Потенциально опасный объект: как наваленный рядом с перекрестком сугроб угрожает безопасности пешеходов и что с этим делать
Горы снега, наваленные коммунальщиками вблизи пешеходных переходов, представляют реальную опасность для детей, поскольку водители могут не заметить их за сугробами. Но как рассказала «Слово и Дело» директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре, проще научить водителей и детей осторожности, чем заставить профильные службы складировать снег безопасным образом. Санкт-Петербург постепенно скрывается под снежным покровом. Еще недавно руководство города рапортовало о проведенных учениях по уборке зимних осадков, но первые же снегопады показали, что демонстративное выступление коммунальщиков под камеру не исключает проблем с уборкой реального снега. Наиболее заметным результатом снегопадов становятся пробки, которые угрожают петербуржцам потенциальным опозданием на работу. Однако, когда спецтехника сгребает снег в большие горы, которые потом ждут вывоза, то такие сугробы, оставленные рядом с пешеходным переходом, представляют непосредственную опасность для пешеходов. Конечно, хорошо, чтобы коммунальные службы делали свою работу должным образом и оперативно вывозили снежные горы. Но по мнению Натальи Агре важно, чтобы участники дорожного движения были готовы к внезапно появившимся у дороги сугробам, перекрывающим видимость.
«Естественно, такой вновь возникший объект потенциально опасен. Но мне кажется, что здесь очень важна просветительская работа с водителями и с детьми. Ребенок должен уметь оценивать дорожную ситуацию. Сюда входят и ранние сумерки, и отсутствие освещения, и деревья, которые иногда закрывают знаки, и так далее. Важно и чтобы родители, переводя детей через улицу, обращали на это их внимание. Водители, соответственно, тоже должны реагировать на появление потенциальных угроз. В данном случае — изменение видимости. Здесь должны участвовать все участники дорожного движения», — рассказала эксперт.
Конечно, правильно сделать так, чтобы снег перед вывозом складировался исключительно справа от пешеходного перехода, дальше по ходу движения транспорта. В таком случае подходящие к перекрестку пешеходы любого роста не только будут хорошо видны водителям, но и сами смогут оценить безопасность пересечения дороги. Но рассчитывать на добровольное соблюдение такой нормы работниками коммунального хозяйства, по мнению Натальи Агре, не стоит.
«Это нужно каким-то образом инициировать законодательно и включать такое правило в регламент уборки дорог. Просто проинформировать всех коммунальщиков, что нужно делать именно так — это утопия. Потому что люди, которые обычно нанимаются на уборку снега — это не очень квалифицированные кадры», — пояснила она.
Смена времен года для администрации Петербурга традиционно оказывается неожиданностью. А потому работники лома и лопаты зачастую оказываются вольнонаемными сотрудниками, нанятыми на сезонную работу и не обладающими глубоким пониманием проблематики. Соответственно, если упомянутое выше правило выдвинуть в порядке пожелания, то рассчитывать на его неукоснительное соблюдение не стоит. Люди на местах могут попросту не осознавать, какую опасность для пешеходов представляет наваленный на тротуаре у светофора сугроб. Также снежные горы, ожидающие отправки на полигон — это каждый раз потенциальная горка для детей. Особенно, когда такой объект торчит перед глазами неделями, что в Петербурге встречается достаточно часто. Но и здесь проще обучить родителей и педагогов отслеживать появление таких горок, чем добиться своевременного вывоза снега.
«Этим мы достаточно активно занимаемся в министерстве просвещения на базе подведомственного научного института, который я сейчас возглавляю. Эта тема учитывается не только с точки зрения работы с детьми, но и с точки зрения организации самой инфраструктуры. Чтобы, если где-то образуются такие самовольные горки, родительские советы и педагоги сразу информировали коммунальные службы, чтобы такие горки перекрыть», — объяснила Наталья Агре.
Впрочем, для слабых здоровьем петербуржцев некоторую опасность представляют вызванные снежными завалами пробки. Это актуально для пассажиров автобусов, которые вынуждены длительное время находиться в душном салоне, да еще и в теплой, зимней одежде. Ранее врач скорой помощи Лев Авербах рассказал журналу «Слово и Дело», как правильно действовать в случае, если в стоящем в пробке автобусе кто-то потерял сознание.