«Чтобы ни один герой не остался в печали»: как работают литмастерские в музее «Слово» на ВДНХ

Поймать музу за хвост, сложить слова в строки и придумать захватывающий сюжет. А что дальше? Этим вопросом задается не один начинающий писатель. Особенно непросто приходится детям и подросткам, которые не знают, как применить писательский талант.

«Чтобы ни один герой не остался в печали»: как работают литмастерские в музее «Слово» на ВДНХ
© Mos.ru

Чтобы дать москвичам такую возможность, музей славянской письменности «Слово», работающий в павильоне № 58 на ВДНХ, и преподаватели литературной школы организуют литературные мастерские для детей и их родителей. Мастер-классы проводят известные писатели, а гостями дискуссий становятся мастера своего дела. Рассказываем, чему учат на литературных мастерских и кому они могут быть интересны.

«Мама, я гуманитарий»

В этом году в музее «Слово» открыли две программы для творческих москвичей. Их участники могут не только пообщаться с известными авторами, но и попробовать свои силы в писательстве. Занятия проходят по выходным несколько раз в полугодие.

Наши мастерские позволяют детям и взрослым распробовать литературное творчество. Я уверена, занятия полезны для всех, потому что на них мы даем теорию и практику. Детям это поможет в школьных сочинениях, взрослым — в написании постов и деловых писем. Свою пользу писательское мастерство принесет и в обычном общении. Это ценно для всех возрастов. Наталья Осипова соосновательница школы Creative Writing school (CWS)

Для детей старше 12 лет и их родителей в музее проводят бесплатные встречи с представителями гуманитарных профессий: писателями, литературными редакторами, издателями и переводчиками. Паблик-токи позволяют не только узнать, каким был профессиональный путь специалиста, но и задать ему все интересующие вопросы. Цикл встреч называется «Мама, я гуманитарий».

Такой формат полезен школьникам, ведь разговор с профессионалом позволит им лучше разобраться в той или иной области, понять, что нужно делать, если они хотят, например, быть писателями, или как проходит рабочий день переводчика. Здесь найдутся все необходимые ответы на вопросы о том, какие гуманитарные специальности существуют, куда пойти учиться и что вообще со всем этим делать. Александра Гуськова преподаватель мастерской «Мама, я гуманитарий», филолог

Спросить гостя можно о его опыте, рабочем графике и даже зарплате. На таких встречах специалисты не только развеивают мифы о профессии, дарят участникам мотивацию и вдохновение, но и советуют, что посмотреть или почитать. Гостями встречи уже были писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, литературный редактор Александра Степанова, книжный продюсер Татьяна Соловьева и переводчица Александра Борисенко.

«Наша задача — показать, что профессионалами становятся не просто так, что за каждым мастером стоит нелегкий путь и что даже у самых известных писателей были сотни черновиков. Многие из них переписывали наброски десятки раз, пока те не превращались в настоящую литературу. Поэтому у любого начинающего писателя тоже обязательно получится, главное — пробовать, прогонять страхи и продолжать делать то, что нравится», — объясняет Александра Гуськова.

В будущем гостями паблик-токов станут не только писатели и редакторы, но и пиарщики, бренд-менеджеры, сценаристы и блогеры. Ближайшая встреча курса ждет москвичей в январе 2023 года.

Истории о чуде

Для любителей сочинять истории литературная школа подготовила программу «Чудесные выходные», участникам которой предлагают написать настоящую сказку. Встречи проводит писательница Нина Дашевская.

В первую очередь я даю каркас, от которого можно отталкиваться. Сначала зачитываю сказки известных авторов, чтобы вдохновить участников, а затем помогаю каждому выбрать героя, понять, чего он боится, что любит и что с ним могло бы произойти. Это важно, ведь в сказке мы обязательно должны провести линию от плохого к хорошему и помочь персонажу. Нина Дашевская писательница

Занятия проводят очно, это позволяет участникам обсуждать героев и их приключения друг с другом. Кроме того, они могут рассказать свою историю и посмотреть, как на нее отреагируют остальные. Нередко восхищенные отзывы мотивируют на большие свершения даже самых маленьких участников.

Мастерская рассчитана на детей старше шести лет, но, по словам преподавателя, на занятия нередко приходят целыми семьями. «Самой маленькой гостье мастерской сказок было четыре года. Она пришла с родителями и сестрами, очень заинтересованными в писательстве, и, несмотря на свой юный возраст, тоже придумывала сказку», — рассказывает Нина Дашевская.

Она отмечает, что именно дети и подростки чаще проявляют себя на мастерских и дарят окружающим самые захватывающие сюжеты. Ведь они не боятся пробовать, экспериментировать и соединять совершенно разные вещи. Одна из таких историй — сказка восьмилетней участницы мастерской о том, как сова мечтала стать зубной феей. Этюд получился небольшим, но в нем было все необходимое: интересный герой, сложности, через которые ему пришлось пройти, и счастливая развязка.

«Хеппи-энд — очень важное условие для сказки. Особенно если их авторы — дети. Поэтому на занятиях мы стараемся сделать так, чтобы ни один герой не остался в печали», — подчеркивает Нина Дашевская.

Мастерские не только становятся способом проявить себя, отработать писательские навыки или попробовать сочинить историю в новом жанре, но и дают возможность провести время с близкими и поговорить о том, что действительно важно. На занятиях дети дают волю фантазии, а родители поддаются рефлексии, вспоминая прошлое. Готовые истории участники зачитывают вслух, а авторы самых захватывающих сюжетов получают возможность опубликовать свою сказку в литературном журнале «Пашня».

Победители литературных премий и редкие издания: новинки столичных библиотек в этом годуУвлечение или профессия: всё об образовательных возможностях ВДНХИстория, культура, наука и технологии: ВДНХ приглашает горожан посетить свои музеи