Новая корпорация монстров: как чудовища Сиреноголовый и Хагги Вагги влияют на психику детей

В пиксаровской «Корпорации монстров» 2001 года чудища пугали детей, чтобы те кричали. Крики были своего рода сырьем и служили энергией для города, в котором обитали главные герои — монстры Джеймс Салливан и Майк Вазовский. На фабрике Monsters Incorporated точно знали, что страх — верный способ добиться успеха. Спустя 20 лет опыт жителей Монстрополиса приносит баснословные доходы разработчикам хоррор-игр и блогерам, паразитирующим на интернет-страшилках.

Новая корпорация монстров: как чудовища Сиреноголовый и Хагги Вагги влияют на психику детей
© Super.ru

Если в вашем окружении есть дети, с большой вероятностью они знают, кто такие Хагги Вагги, Сиреноголовый, Мороженщик, Монахиня и аниматроники. Все это хоррор-персонажи игр или герои интернет-страшилок, детский интерес к которым кажется странным многим взрослым. Еще недавно девочки мечтали о кукле Барби, а теперь с ней конкурируют «Монстер Хай» (как и Барби, производства американской компании Mattel). Но и они уже — вчерашний день: теперь у детей куда более устрашающие любимчики, чем куклы-вампиры с идеальной фигурой.

Дети в 90-х тоже обожали кровожадных существ: достаточно вспомнить серию фильмов «Парк юрского периода», после которой допотопные жители Земли стали кумирами детей (и продолжают быть). Ни тогда, ни сейчас хищники юных зрителей не пугали: их фигурки до сих пор занимают добрую часть прилавков «Детского мира». Вероятно, пап и мам успокаивало, что динозавры — канувшая в Лету реальность, а не выдумка алчных мультипликаторов. Может, плюшевый злодей Хагги Вагги не опаснее для ребенка, чем старый, добрый тираннозавр? За подробным комментарием мы обратились к психологу и бизнес-коучу — Карине Башаровой, которая продюсирует игры для развития лидеров и команд в основанной ей компании Bazooka Business Games.

«Страх и зло всегда привлекают детей и взрослых как возможность стать лучше, исследовать добро и смелость через их противоположность. Поэтому в любые времена люди стремятся к персонажам, которые чуть более конкретны, чем абстрактные «вселенское зло» и «вселенский страх». Эти два явления сложно внутренне преодолеть. Более мелкие персонажи же примитивны и понятны, с ними человек, а особенно ребенок, может легко справиться, найти в них слабое место и так выйти на новый уровень. Это такая же важная часть обучения, как научиться считать, писать, ходить и общаться со взрослыми людьми»

Карина Башарова психолог

Синий Хагги Вагги с устрашающей улыбкой марвеловского Венома — главный злодей хоррор-игры Poppy Playtime. В игре Хагги был создан на фабрике игрушек Playtime Co в далеком 1984 году, но в нашей реальности ему еще нет и года — релиз игры состоялся лишь в октябре 2021-го.

Poppy Playtime имеет возрастной рейтинг 12+ в App Store и 13+ в Google Pay, однако поверить в то, что современные тинейджеры буквально миллионами сметают Хагги Вагги с прилавков, сложно. На одном только Wildberries 40-сантиметровое плюшевое чудовище купили более 300 тысяч раз, метрового Хагги Вагги — 250 тысяч. И это лишь два наименования! Очевидно, что игрушечные монстры доверху заполнили комнаты дошколят и учеников начальных классов, многие из которых и слышать не слышали о Poppy Playtime.

На самом деле во всем виноват Тикток. Короткие ролики с синим монстром набирают небывалое количество просмотров: только по тегам на русском языке #хагиваги и #хаггивагги в Тиктоке их более 1,3 млрд. Для сравнения: видео по тегу #фиксики смотрели только 1 млрд раз, пусть российский мультсериал и вещь гораздо более древняя, чем сам Тикток.

В Poppy Playtime пользователь играет от лица бывшего сотрудника игрушечной фабрики Playtime Co, с которой внезапно пропали все работники. Нужно бродить по заброшенному производству и выполнять незамысловатые задания. Хагги Вагги — главный антагонист, от которого приходится постоянно убегать.

Хагги Вагги, разумеется, такой не один. Среди любимчиков подрастающего поколения есть и другие персонажи хоррор-игр. Монахиня Мэделин Салливан из игр Evil Nun и Horror Brawl потеряла дочь во время войны и ушла в монастырь, где заключила сделку с демоном для того, чтобы у нее родился ребенок. У монахини родился сын — Род Салливан, известный по другой хоррор-игре Ice Cream как Мороженщик.

Теперь мать-монахиня преследует игроков в школе-интернате с кувалдой, а сын-мороженщик похищает детей и морозит их жидким азотом. Оттуда — неиссякаемый запас идей для блогеров. Особенно популярен у ютуберов формат Real Life: там мультяшных злодеев интегрируют в ролики, а блогеры вроде Влада Бумаги могут даже заказать костюмы героев для пущей убедительности.

Как и Хагги Вагги, Сиреноголовый — еще один монструозный интернет-герой — обязан своей популярностью Тиктоку. Ролики со странным созданием, напоминающим разрушенную 5G-вышку, стали набирать просмотры еще в начале 2020 года. Сиреноголовый заманивает жертв в ловушку хитроумным способом — имитируя голоса их близких, после чего набрасывается с ужасающими звуками. Сегодня Сиреноголовый — такой же детский герой, как и Хагги Вагги: игрушечные монстры разлетаются с прилавков детских магазинов как горячие пирожки.

Сиреноголовый — детище канадского художника Тревора Хендерсона, автора интернет-легенд про Кота-людоеда и Долговязую лошадь. Они могут предсказывать катастрофы и телепортироваться, а еще обладают характерными запахами: лошадь, например, имеет запах корицы. Самое время тягаться с фантастическими тварями Джоан Роулинг!

Если бы у Сиреноголового был ютуб-канал, он бы наверняка получил бриллиантовую кнопку. Ролики с персонажем набирают десятки, а то и сотни миллионов просмотров. Они особенно популярны у русскоязычных детей: два видео на тему «Сиреноголовый в реальной жизни» набрали на канале Влада Бумаги почти 100 млн просмотров.

«Сиреноголовый — это один из наиболее точно прописанных персонажей. У него есть определенный стиль, тактика поведения, история, поэтому с ним проще морально справляться. Ребенок может увидеть его на видео в короткометражном формате, который способен переварить и не получить никакого ущерба. Зато ребенок получит явную пользу: он смог победить своего героя, понять его мотивы, стать храбрее и лучше на его фоне».

Карина Башарова психолог

Зумеры видят в Сиреноголовом знакомую страшилку из своего детства — Слендермена, которого в 2009 году придумал участник форума Something Awful Эрик Кнудсен. С тех пор Слендермен обзавелся историей: он телепат, не имеет лица, а вместо рук у него щупальца. Самое главное: Слендермен — злодей, который похищает детей, за несколько дней до чего приходит к жертве во снах.

Слендермен настолько впечатлил детей, что однажды привел к недетскому казусу: в мае 2014 года 12-летние американки Анисса Вейер и Морган Гейзер из Висконсина попытались принести ему в жертву свою подругу Пэйтон Лейтнер. Тогда девочки заманили приятельницу в лес и нанесли ей 19 ударов 13-сантиметровым кухонным ножом. Пэйтон чудом выжила.

Суд признал обеих девочек невменяемыми, назначив максимальный для каждой срок принудительного лечения: Морган получила 40 лет, Аниса — 25. Слендермена эти события, впрочем, никак не скомпрометировали. Напротив, в 2018 году Sony Pictures выпустили полнометражный фильм «Слендермен». Зрители его, правда, не оценили: рейтинг на IMDB — рекордно низкие 3,2 балла, на «Кинопоиске» — 4,2.