«Республика ШКИД». Смотрим новый спектакль Детского музыкального театра юного актера
На новой сцене Детского музыкального театра юного актера (ДМТЮА) прошла премьера мюзикла «Республика ШКИД», в основе которого — одноименная повесть советских писателей Григория Белых и Леонида Пантелеева. Спектакль, получивший грант Президентского фонда культурных инициатив, приурочили к 95-летию со дня издания повести и к 100-летию со дня создания знаменитой школы имени Достоевского. Подробности — в материале mos.ru.
Основано на реальных событиях
Первые годы становления советской власти — один из самых непростых периодов в истории страны. В огромных количествах по улицам городов бродили беспризорники — дети разных возрастов, потерявшие дом, близких и надежду на будущее. По-взрослому горько отчаявшиеся дети, вынужденные выживать, сбивались в шайки. С наступлением темноты граждане не решались выйти на улицу: был риск нарваться на малолетних преступников.
Особенно остро проблема стояла в крупных городах. В них начали открываться спецшколы, призванные помочь детям вернуться с улицы и стать полноценными членами общества. Процесс социализации московских беспризорников описал в романе «Два капитана» Вениамин Каверин, а о бездомных детях Петрограда (так в то время назывался Санкт-Петербург) рассказали Леонид Пантелеев и Григорий Белых в повести «Республика ШКИД».
Республикой ШКИД назвали свою альма-матер воспитанники школы-коммуны имени Достоевского — в то время в России были в ходу разнообразные сокращения, сложения и аббревиатуры. Школу основал в 1918 году известный педагог Виктор Сорока-Росинский, или Викниксор. Он придерживался принципов воспитания, основанных на взаимоуважении, внимании к каждому ученику. Он и его супруга Элла Люминарская (Эланлюм), преподавательница немецкого языка, буквально стали родителями для пестрой толпы воспитанников.
Их труд дал плоды. Среди выпускников ШКИД есть и известные люди. Например, Григорий Белых и Алексей Еремеев, более известный под творческим псевдонимом Л. Пантелеев, в 1926 году написали книгу о своем детстве и школе. Не питая иллюзий, авторы отправили рукопись в отдел народного образования, а через год их книгой зачитывалась вся страна.
Все персонажи — реальные люди. Сами авторы выведены под именами Гришка Черных (Янкель) и Ленька Пантелеев. Многие из прототипов ключевых персонажей стали достойными членами общества — агрономами, инженерами, рабочими. А некоторые, как авторы «Республики ШКИД», выбрали творчество. Например, прототип Еонина-Японца Георгий Ионин выучился на режиссера, работал над либретто к опере «Нос» Дмитрия Шостаковича, а Константин Лихтенштейн (в книге — Филькенштейн-Кобчик) стал журналистом и написал повесть «Путешествие господина Флуста в Ленинградский торговый порт».
Живой оркестр и силуэт Петрограда
И повесть, и ее экранизация, созданная в 1966 году Геннадием Полокой, — это впечатления на всю жизнь, говорит Александр Федоров — художественный руководитель ДМТЮА и режиссер спектакля «Республика ШКИД», недавно вошедшего в репертуар театра.
«Повесть Белых и Пантелеева всегда была со мной, — улыбается он. — Это произведение — о выборе пути, сопротивлении тем невзгодам, которые выпадают на долю маленького человека, о том, как взрослые могут ему помочь. Я хотел поговорить об этом с детьми».
Автор либретто Лев Яковлев очень близко придерживался текста повести, выдерживая акценты, расставленные Леонидом Пантелеевым и Георгием Белых. Правда, он увеличил значимость роли отрицательного персонажа по прозвищу Гужбан, вывел его за пределы ШКИД: в спектакле тот предстает не простым озорником-воришкой, а организатором собственной преступной шайки, которая промышляет на улицах и пытается сбить с доброго пути шкидовцев, обещая им яркую беззаботную жизнь. Герой, которого сыграл актер Иван Тимошенко, носит малиновые рубашку и обувь, цветастый галстук. Его образ придумала Елена Бочкова, художник по костюмам. Остальных шкидовцев она одела в грубую серую одежду, не по размеру большую — явно с чужого плеча.
Музыку к спектаклю написал композитор Алексей Шелыгин. Ее исполняет живой оркестр: новая сцена театра имеет все технические возможности, чтобы разместить в оркестровой яме музыкантов.
«Сейчас мы набираем нужное количество музыкантов, и думаю, что где-то в апреле покажем обновленную “Республику ШКИД” уже с большим оркестром. А в будущем, возможно, у нас появится постоянный оркестровый состав, задействованный в большинстве спектаклей», — рассказывает режиссер.
Как школьники превращались в бандитов
Несмотря на то что основная аудитория постановки — дети, в зале во время спектакля ни одного лишнего звука: все сосредоточены на происходящем на сцене. Больше 60 актеров, самым младшим из которых едва исполнилось восемь лет, ничуть не уступают взрослым коллегам, играющим преподавателей.
В образы своих персонажей они входят безупречно. Когда сорванец Мамочка (Даниил Громыко) кидает Тоне (Алина Бжедугова) злое пожелание «Катись на легком катере!», приходится напоминать себе, что на самом деле он воспитанный московский школьник. В том, чтобы превратить ребят, живущих в благополучных семьях, в детей улиц, состояла главная сложность, делится режиссер.
«Я как-то им сказал, что они должны быть дерзкими, открытыми для нападения, угрозы. Они искали такие образы везде — в литературе, вокруг себя. Я советовал им смотреть на тех ребят, которые собираются в стайки на улице, брать оттуда какие-то маленькие моменты, а потом использовать их на сцене», — говорит Александр Федоров.
Конечно же, все актеры читали повесть: знать текст назубок было обязательным условием для участия в мюзикле. Кроме того, ребята смотрели кино — не только «Республику ШКИД», но и другие фильмы о том времени: «Путевка в жизнь», «Трактир на Пятницкой».
Творческий конкурс
Специально к премьере театр проводил конкурс детского рисунка по мотивам повести. Он начался в конце октября и завершился 15 декабря.
«Дети рисовали иллюстрации к “Республике ШКИД”, подмечали какие-то моменты из сюжета. Но часто встречались и просто изображения ребенка на улице — не из ШКИД, а какие-то собственные впечатления детей. Нам было очень интересно это все получать», — делится режиссер.
В конкурсе могли поучаствовать дети со всей страны. Победителям из Москвы уже вручили пригласительные билеты, ребята из других городов получат фирменные сувениры театра.