Приключения новогодних игрушек в России: как «поповская» ель стала социалистической
Елка, монохромно украшенная шарами, разбавленными бантами, с точки зрения традиции празднования Рождества в России – явление довольно странное. Изначально рождественскую ель венчали навершием в виде Вифлеемской звезды, украшали фигурками ангелов, яблоками и сладостями. Со временем елочные украшения начали делать из картона, ваты, появилась стеклянные шары. Промышленность СССР вывела производство елочных игрушек на небывалый уровень – нетронутые наборы в картонных коробках и даже мишуру продают до сих пор, советские новогодние украшения стали предметом коллекционирования. Однако перед этим елка претерпела гонения, чтобы из «поповской» превратиться в идеологически верную – новогоднюю.
В Россию рождественская елка пришла из Германии на рубеже XVIII-XIX веков при императрице Александре Федоровне (урожденной принцессе Прусской) – жене Николая I. В древности германцы почитали ель и использовали ее в обрядах в дни зимнего солнцестояния, позже этот обычай христианизировался и изменил свое значение – вечнозеленое дерево символизирует жизнь вечную, которую даровал людям Иисус Христос. Традиционное европейское елочное убранство подразумевало навершие в виде Вифлеемской звезды; яблоки, которые вешали на ветки, – плоды древа познания добра и зла; печенье, вафли, пряники символизировали причастие. Ель украшали множеством восковых свечей, свет от них напоминал о святости, Воскресении. Со временем кроме яблок и выпечки на ветви начали подвешивать орехи, конфеты, бумажные розы и другие искусственные украшения.
«Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды», – так описывает рождественскую ель Гофман в сказке «Щелкунчик и Мышиный король» (1816).
Сегодня украшенная искусственная новогодняя ель может стоять в квартире месяцами, раньше же это было гораздо более короткое, но тем более ценное удовольствие. Ровно на один вечер зажигали свечи на ветках, дети быстро срывали угощения и назавтра уже забывали о зеленой красавице.
«Елку посадили в большую кадку с песком, обернули кадку зеленою материей и поставили на пестрый ковер. Как трепетала елочка! Что-то теперь будет? Явились слуги и молодые девушки и стали наряжать ее. Вот на ветвях повисли полные сластей маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, золоченые яблоки и орехи и закачались куклы – ни дать ни взять живые человечки; таких елка еще и не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек, а к самой верхушке елки – большую звезду из сусального золота», – так выглядело рождественское дерево в сказке Андерсена «Ель» (1844). Дети быстро оборвали сладости и игрушки, а на следующий день елку до весны отправили на чердак…
И в Европе, и в России рождественская ель долгое время порицалась церковью, которая считала елку языческим ритуалом и к тому же теряла лес из-за вырубки (пока для Рождества не стали высаживать специальные питомники), и частью интеллигенции, которая была озабочена экологическим ущербом. Позже этот аргумент подхватит молодая советская власть.
В России немецкий обычай укоренился прежде всего в состоятельных домах – к 1840-м годам елка стала обязательным атрибутом Рождества. Уже наряженные ели поначалу продавали в иностранных кондитерских, а в 1850-х на Театральной площади в Москве раскинулся первый елочный базар. Со временем во вкус вошли городские жители и зажиточные крестьяне.
«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!..» В самоварах, на долгих дужках, – сбитень», – описывает елочный базар Иван Шмелев в повести «Лето Господне» (1927-1948).
Главным украшением ели были именно свечи – дети, не привыкшие к постоянной яркой иллюминации, воспринимали этот момент как чудо. На праздник было принято приглашать много детей, под елкой их ожидали подарки.
«В гостиной от пола до потолка сияла елка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками. Дети стояли неподвижно, потрясенные», – такую картину рисует Алексей Толстой в повести «Детство Никиты».
Когда впервые начали изготавливать стеклянные елочные украшения, доподлинно не известно. По одной из версий, как-то раз в год неурожая яблок стеклодувы в местечке Лауша в Тюрингии придумали заменить яблоки на елках стеклянными шарами. По другой, дело было не в неурожае яблок, просто бедному стеклодуву не хватало денег на настоящие яблоки и орехи, и в 1847 году он придумал заменить их стеклянными. Так или иначе, Лауша считается одним их старейших центров производства елочных игрушек в Европе, в России же пионером рождественской игрушечной индустрии стала мастерская в Круговской волости Клинского уезда, ныне это Московская область.
В 1848 году князь Александр Сергеевич Меншиков (правнук фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова) получил разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово около Клина, появлению стекольного производства способствовали богатые залежи кварцевого песка в этих местах. На заводе начали выпускать бутылки, склянки, лампы, хрустальную посуду. Со временем мастера научились изготавливать и елочные игрушки, это предприятие существует и доныне, хотя переместилось в город Высоковск. Конечно, в России существовали и другие мастерские, в которых создавались елочные украшения, особенно богатым ассортимент елочных игрушек стал к началу ХХ века. Из Германии ввозились заготовки (цветные и фольгированные картонажи, фарфоровые головки и заготовки из стекла), которые уже в России превращались в готовые изделия.
По тому, как менялись елочные украшения, можно проследить историю России в течение полутора веков. Если сначала это были немецкие изделия, посвященные Рождеству, то со временем появились игрушки собственного производства. Через некоторое время Вифлеемскую звезду заменила пятиконечная красная советская звезда или просто декоративный наконечник-«пика». До наших дней дошло множество игрушек с символикой СССР: дирижабли, аэростаты, медали, шары, звезды, ракеты... Ангелов заменили сказочные персонажи, дети, космонавты, полярники, животные, птицы и рыбы, музыкальные инструменты, посуда, фрукты, овощи и грибы, кристаллы, прожекторы, сосульки, ракушки – разнообразие советской новогодней продукции впечатляет.
В 1956-м на большой экран вышла комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в финале – праздничный вечер в Доме культуры: живая музыка, танцы вокруг нарядной елки, шампанское, конфетти. Фильм в том году стал лидером кинопроката, и сложно поверить, что советское государство 15 лет боролось с «поповским» и «буржуазным» символом. Конечно, связано это было с религией – в 1920-х годах велась активная антирелигиозная кампания. С 1922-го выходила поразившая Михаила Булгакова газета «Безбожник» (именно для такой газеты Иван Бездомный писал свою разоблачающую поэму об Иисусе Христе).
«Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены», – писал Михаил Афанасьевич в дневнике 5 января 1925 года.
В 1925 году был основан Союз воинствующих безбожников, издавались журналы «Атеист», «Воинствующий атеизм» и прочие. Религиозные праздники были отменены, над задачей по дискредитации рождественской традиции трудились литераторы. Праздновать Рождество – значит, праздновать рабство с невежеством, заявил поэт-футурист Семен Кирсанов, 25 декабря 1928 года в «Комсомольской правде» вышло его стихотворение «Рождество»:
Елки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке Деда Мороза,
Ангела – по зубам!
Грудь дыханьем расперта
В беге лыжном живом –
Праздником Зимнего спорта
Эти дни назовем!
Шире дыханья и руки,
На молодых парусах
Мимо жалкого хрюка
Рождественских поросят!
Рождество выставляли архаичным, отсталым праздником: в молодом советском государстве революционные праздники вместо «поповских», кольт вместо хлопушки, лампа в тысячу вольт – вместо елочных свечей:
«Так – берите, братцы, елку И рубите на дрова! Чтоб, смеясь, испеплить в печке В хвойном брызжущем жару Звезды, гроздья, блестки, свечи — Всю Христову мишуру!»
«До сих пор вместе с кружением вокруг дерева родители стараются привить детям ростки религии. Религиозные родители под видом «веселой елки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы вроде «рождественского деда». Большой вред приносит культ елки лесам. Давно уже следовало бы положить предел и мистическому вредному поклонению елке, и порче лесов. Мы надеемся, что агитация Союза безбожников окончательно сломит бессмысленный обычай. Вместо того, чтобы ставить елку на крест, поставим крест на елку!» – писал журнал «Огонек» в конце 1920-х.
В 1927 году рождество перестало быть официальным праздничным днем, Моссовет запретил торговлю елями в столице – за нарушение грозил штраф или принудительные работы на один месяц. Традицию это не пресекло, люди сами добывали дерево и наловчились мастерить самодельные игрушки.
Все изменилось после того, как 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилось письмо члена ЦК ВКП(б), кандидата в члены Политбюро ЦК, второго секретарь ЦК КП(б) Украины Павла Постышева, который призвал реабилитировать красивый обычай. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?» – говорилось в этом послании.
В советской мифологии Постышева превратили в Прометея, вернувшего детям елку, однако, скорее всего, решение о возврате елки раньше было принято «наверху». Этой темы коснулся в своих мемуарах Никита Хрущев. По словам бывшего Первого секретаря, Постышев поднял тему возвращения елки в личном общении со Сталиным. Иосиф Виссарионович поддержал идею: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Уже 29 декабря в «Правде» было опубликовано постановление о проведении новогодних елок в школах, детских клубах и детских домах, а 1 января 1936-го на первой полосе газеты находилось поздравление от И.В. Сталина. С тех пор ель превратилась в сугубо новогодний атрибут. Главная елка страны с 1937 года проводилась в Колонном зале Дома Советов, потом она переместилась в Кремль – в Георгиевский зал, а затем во Дворец съездов.
Во второй половине 1930-х советской промышленности удалось в кратчайшие сроки наладить массовое производство елочных украшений и электрических гирлянд. Над этой задачей трудились все крупные производства Москвы, Ленинграда и других больших городов, в том числе артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», Артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького.
Улицы крупных городов, витрины магазинов теперь наряжали к Новому году, а на центральных площадях «вырастали» гигантские сборные ели. В продаже появились игрушки в виде героев сказок: Доктор Айболит, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Алладин, Старик Хоттабыч, Братец Кролик и Братец Лис и другие. Промышленность отвечала на заметные события в области культуры, создавались игрушки в виде персонажей популярных фильмов и мультфильмов, например, героев картины «Цирк» Григория Александрова, которая вышла в 1936 году.
Перед Великой Отечественной войной в тематике игрушек на первый план вышла военная: танки, броневики, оружие, самолеты, фигурки солдат. Очень популярны были елочные украшения из ваты, основу делали из проволочного каркаса, вокруг которого она крепилась, лица могли делать из воска, папье-маше или мастики. После росписи игрушки покрывали клейстером, посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом. Таким образом делали, к примеру, запеленутых младенцев и больших Дедов Морозов, которых ставили под елкой.
От «елочной» традиции полностью не отказались даже в страшные годы войны – на украшения шли отходы производства, например, проволока, жесть, а также бинты, вата, солома, яичная скорлупа – все, что было под руками. На елках оказывались расписные медицинские колбы, ампулы и разноцветные перегоревшие лампочки.
С 1940-х в СССР начали выпускать картонажные елочные игрушки – частные мастерские изготавливали их уже давно, но теперь наладили фабричное производство. Технику создания таких игрушек в XIX веке разработали в Дрездене, картонную тисненую форму покрывали золотой или серебряной краской – в отличие от стеклянных такие изделия были недорогими. С 1940-х в СССР продавались готовые картонажные игрушки, а в журналах печатали шаблоны: тематика зависела от периода, от военной техники до животных, птиц и сказочных кораблей. Фигурки делали из двух половинок, покрывали фольгой и раскрашивали. Картонажные игрушки выпускались до 1980-х годов. Кроме того, изготавливались игрушки и из папье-маше, в основном это были натуралистичные фигурки – от военных до детей на лыжах или с хоккейными клюшками, циркачей и животных.
В 1949 году отмечали 150-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Игрушечная промышленность отреагировала на него серией продукции по сказкам «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». С конца 1940-х началась мода на разнообразные украшения из проволоки и стекляруса, в продаже появились хрупкие стеклянные бусы, а в начале 1950-х ассортимент магазинов пополнило множество игрушек на прищепках: заяц с барабаном, мишка с гармошкой, белка с орешком, домик с заснеженной крышей, Дед Мороз со Снегурочкой, елки и многие другие. После выхода «Карнавальной ночи» появились елочные игрушки в виде часов и будильников, показывающих без пяти минут двенадцать.
Во времена правления Хрущева самыми популярными елочными игрушками в СССР были фрукты и овощи: стеклянные гороховые стручки, клубника и малина, инжир и лимон на прищепке, стеклянные виноградные гроздья, пупырчатые огурчики, баклажаны, морковь и, конечно же, кукуруза. 1960-е – время советского космического прорыва: космос в газетах, литературе, кино, архитектуре, дизайне интерьера, космическая эра отразилась и на тематике елочных игрушек: из тонкого стекла изготовлялись фигурки космонавтов, ракеты, космические аппараты. В то же время в продаже появляется множество шаров с выемками (прожекторы), «снегом», граненой формой, даже светящиеся в темноте с фосфорной краской. Выпускаются комплекты «15 республик – 15 сестер», каждая девушка в национальном костюме. В 1970-1980-е годы очень популярны стали стеклянные шишки, колокольчики и домики.
Особым шиком считались игрушки из ГДР, которые продавались наборами в картонных коробках. В набор входило навершие, шишки, шары. Из всего ассортимента советских игрушек только украшения из ГДР декорировались канителью (тонкой металлической нитью) или махровым шнуром.
Сегодня приобрести отечественные елочные игрушки можно на любой вкус: от советских «запасов» и современной заводской продукции до изделий частных мастеров, которые порой творят чудеса: это может быть уникальная авторская роспись, вязаные снежинки, деревянные игрушки-конструкторы, бумажные объемные фигуры, фигурки из керамики, полимерной глины, эпоксидной смолы… Хорошие варианты найдутся на любой кошелек и под любой стиль: советское ретро; традиционный рождественский стиль с Вифлеемской звездой, ангелами и позолоченными орехами; народный стиль с тряпичными куклами, вязаными элементами и деревянными украшениями, расписанными в технике хохломы или гжели; морская, анималистическая, авто- и любая другая тема. Правда, для этого придется провести некоторое время в интернет-поисках и заранее заказать у мастеров или коллекционеров понравившиеся вещи.