Праздник в музейной витрине. Рассматриваем экспонаты с доброй историей

Новогодние каникулы — прекрасная пора для того, чтобы рассказывать истории. Вспыхивающие огоньки гирлянд на елке, блеск мишуры и покачивание цветных шаров настраивают на нужный лад и приглашают поделиться чем-нибудь интересным. Рассказывают в это волшебное время свои истории не только люди, но и музейные экспонаты. По просьбе mos.ru хранители московских музеев рассказали о пяти трогательных предметах из фондов, связанных с Новым годом, Рождеством и зимней порой.

Праздник в музейной витрине. Рассматриваем экспонаты с доброй историей
© Mos.ru

Две игрушки из детства Михаила Булгакова

Михаил Булгаков вырос в большой семье: помимо будущего писателя, у его родителей было еще шестеро детей. Юные Булгаковы росли в творческой атмосфере, по праздникам братья и сестры устраивали домашние представления. Самыми счастливыми были времена, когда вся семья собиралась вместе у рождественской елки. Две елочные игрушки из дома детства писателя — олень и сидящий на суку филин — позже хранились в квартире в Нащокинском переулке, куда Булгаков переехал в 1934 году и где провел последние шесть лет жизни. Сегодня обе игрушки хранятся в Музее М.А. Булгакова.

Это один из самых редких видов елочной игрушки, найти такую в антикварном салоне считается большой удачей. Во времена детства Михаила Афанасьевича украшения для елки часто делали дома — накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы для изготовления самодельных игрушек. На листах помещали цветные литографии с личиками ангелов и лицами Дедов Морозов, изображения вырезали и приклеивали к картонной основе, а чтобы игрушка получилась объемной, использовали вату.

Саночки, которым больше ста лет

Какие новогодние каникулы обходятся без катания на санках? Сани появились в незапамятные времена, до изобретения колеса. С их помощью перевозили грузы, использовали их как транспортное средство, и, конечно, во все времена кататься на санках очень любили дети. Несмотря на распространенность саней, до наших дней сохранилось очень мало экземпляров прошлых лет. Санки были бытовым предметом, их не жалели, использовали до последней возможности, а потом просто выбрасывали.

Государственный музей-заповедник «Царицыно» — один из немногих музеев, имеющих в коллекции прекрасно сохранившиеся детские санки начала ХХ века, поступившие в дар от коллекционера Алексея Рудова. Увидеть их можно в экспозиции «Дачное Царицыно». Они выполнены из дерева (липа или лиственница), покрыты лаком, не подвергались ремонту или реставрации. Подобные санки были прочными и находились в обиходе до конца 1950-х, пока им на смену не пришли фабричные изделия с металлическими полозьями и деревянными цветными палочками вместо сиденья.

Похожие санки запечатлены на фотографии из фондов «Царицына», сделанной зимой 1936/1937 года. На снимке в санях юная Лидочка Драновская (впереди, с поднятой рукой), будущая актриса, звезда фильма «Поезд идет на восток» (1948), со своими подругами в Царицынском парке. Девочки готовятся съехать со склона от павильона «Нерастанкино» — в то время самого протяженного в Москве.

Несмотря на то, что устройство таких саней кажется довольно простым, их изготовление требовало немалой сноровки. Самая большая сложность состояла в работе с полозьями. Как правило, древесину заготавливали весной, долго держали на пару, пропаривали в бане или вымачивали в воде. Детские санки (или салазки) должны были быть прочными, устойчивыми, но при этом маневренными, ведь иногда при катании с гор надо было обогнуть препятствие.

Олимпийский мишка поздравляет с Новым годом

В фондах Музея Москвы хранится несколько коробок, в которых в разные годы дарили новогодний сладкий подарок детям, приглашенным на кремлевскую елку. Об одной из них, созданной к 1980 году, рассказывает Ирина Карпачева, начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы:

«Олимпиада 1980 года стала последним ярким событием в истории советской Москвы. За пять лет, предшествующих проведению игр, в столице появился спортивный комплекс “Олимпийский”, конноспортивная база в Битцевском парке, крытый велотрек в Крылатском, Олимпийская деревня, семь гостиниц. Но запомнился москвичам и гостям города не мощный олимпийский строительный размах, а трогательный медвежонок Миша, улетевший в московское небо на церемонии закрытия.

Этот милый персонаж, созданный художником Виктором Чижиковым, полюбился всей стране задолго до жарких июльских спортивных баталий. Мишка-спортсмен появился на плакатах и галстуках, спортивных майках и куртках, сумках, чемоданах и шоколадных обертках. Разумеется, главное новогоднее шоу для детей — кремлевская елка — сразу отреагировало на предстоящее событие.

Каждый год дети, приглашенные на праздник, получали сладости в разных коробках. К 1980 году разработали новую упаковку — с олимпийским мишкой. Разумеется, детей волновал скорее не ее дизайн, а сладкое содержимое, однако красивые коробки сохраняли на память. Часто мальчишки мастерили из этих памятных коробок настенные светильники-ночники, просверливая отверстия для электрического шнура и вставляя лампочки».

Любимая кукла детства Ариадны Эфрон

О теплых домашних вечерах, семейных праздниках и подарках в семье Марины Цветаевой и Сергея Эфрона напоминает один из экспонатов дома-музея поэта — игрушка, принадлежавшая их дочери Ариадне Эфрон. Кукла, изображающая девочку-мулатку с черными косичками и кудряшками, была изготовлена в Германии в 1894 году. Ее фарфоровое личико расписано вручную, корпус сделан из папье-маше, ручки и ножки подвижны.

Вероятно, кукла появилась у маленькой Али в Европе, куда она уехала из России с матерью в 1922 году навстречу Сергею Эфрону. Возможно, кукла была куплена в Берлине: воссоединившаяся семья провела короткое время в Германии до переезда в Чехию.

В сентябре 1923-го Алю отвезли учиться в гимназию, организованную русскими эмигрантами в городе Моравска-Тршебова, она взяла с собой любимые книги и игрушки. Но здоровье девочки там пошатнулось, и Цветаева забрала дочь домой. Уехав из гимназии, Аля пишет своей попечительнице Антонине Богенгардт: «Большое спасибо Вам за посылки и за все. Если Вам не трудно, пришлите, пожалуйста, еще мою черную большую куклу, маленького негритенка, льва, обезьяну, книги, которые там найдете, и все остальное».

Сегодня и большая кукла, и «маленький негритенок» хранятся в Доме-музее Марины Цветаевой. Кукла поступила в фонды музея в 2017 году, в год 125-летия со дня рождения Марины Цветаевой, от коллекционера Льва Мнухина.