Карлсон, который живет на сцене. История старейшего спектакля Театра сатиры
«Я в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет», — эти слова звучат со сцены Театра сатиры уже почти 55 лет. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — его визитная карточка и один из самых старых детских спектаклей не только в Москве, но и во всей стране. Сюжет истории знают все: семилетний Сванте Свантесон, которого домочадцы зовут просто Малыш, встречает Карлсона, который живет на крыше его дома, обожает приключения и сладости.
На этом добром спектакле выросло не одно поколение: сегодня в Театр сатиры приводят детей и внуков те, кто застал в роли Карлсона первого исполнителя — Спартака Мишулина. О том, как постановка появилась в репертуаре театра и как живет сегодня, — в материале mos.ru.
Первый успех
Премьера спектакля Театра сатиры «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по одноименной повести Астрид Линдгрен состоялась 17 марта 1968-го — кстати, на год раньше, чем в Швеции, на родине автора. Книгу шведской сказочницы, написанную в 1955-м, к тому моменту прочитали уже все советские дети. Первое издание повести, переведенной на русский Лилианой Лунгиной, вышло в 1957 году, годом позже по книге создали радиоспектакль. Подобранные переводчицей фразочки Карлсона — «пустяки, дело житейское» и «спокойствие, только спокойствие» — были у всех на устах. И вот они зазвучали со сцены.
Сказать точно, кому именно принадлежала идея поставить «Малыша и Карлсона», сейчас нельзя. По одной из версий, режиссер-постановщик Маргарита Микаэлян сделала это по просьбе своего сына Александра, которому на тот момент было три года.
Дети в зрительном зале были в восторге, не меньше веселились на сцене взрослые актеры. В роли Карлсона блистал будущий народный артист РСФСР Спартак Мишулин (он же еще один режиссер спектакля). Саид из «Белого солнца пустыни», пан директор из «Кабачка “13 стульев”», Тараканов из «Достояния республики» с виртуозной легкостью перевоплощался в смешного неунывающего человечка с пропеллером. За 37 лет работы в этом спектакле он выходил на сцену в костюме Карлсона больше двух тысяч раз, немного становясь ребенком.
В первом составе спектакля собралось целое созвездие: роль домоправительницы-домомучительницы фрекен Бок исполняла «главная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер, жулика Рулле играл Андрей Миронов, друга сестры Малыша Бетан Пелле — Константин Райкин, маму Малыша — Наталья Защипина. Помимо оригинальных героев повести, в спектакле был еще один персонаж, придуманный создателями, — соседская девочка по имени Астрид. Сначала ее играла Полина Казакевич (ее можно увидеть в телеверсии спектакля, снятой в 1969 году), но вскоре на роль назначили выпускницу ГИТИСа Наталью Фекленко.
«Когда Спартак Васильевич вводил в спектакль нового актера, то просил его воплощать уже заранее заготовленный им рисунок. Все артисты безукоризненно слушали его», — вспоминает Наталья Владимировна. Она до сих пор играет в этом спектакле, но теперь уже фрекен Бок. И методы работы с актерами Мишулина применяет на практике: сейчас «Малыш и Карлсон» идет в обновленной версии, созданной ею.
Обновленной не значит измененной. Наталья Фекленко подчеркивает: если спектакль, который сегодня существует таким, каким его создали изначально, по-прежнему любим, значит, тогда, в 1968-м, все было сделано правильно. В обновленной версии сохранены все акценты и мизансцены, а образом Карлсона, который создал Мишулин, до сих пор вдохновляются исполнители этой роли. Это выражается в движениях, интонациях, чередовании веселого и грустного настроения в моменты, когда герой о чем-то размышляет. Сейчас роль делят Михаил Железнов, Константин Карасик и заслуженный артист России Сергей Чурбаков.
«Безусловно, я стараюсь подводить актеров к тем решениям, которые были приняты до них. Но бывает, что новые артисты вносят и толику своего. Если это гармонично, я это приветствую», — улыбается Наталья Фекленко.
Музыкальное оформление менять тоже не стали — в спектакле по-прежнему звучат мелодии народного артиста СССР Андрея Эшпая.
Тот же дом, та же комната
«Малыша и Карлсона» играют в тех же декорациях, что и полвека назад. Сценографию создал народный художник России Борис Мессерер. Спектакль «Малыш и Карлсон» стал его первой работой в Театре сатиры. Двухуровневую квартиру Малыша он поместил на вращающуюся платформу и окружил условными стокгольмскими крышами из папье-маше.
«Декорации очаровательны, очень органичны, созвучны сказочному миру. Блестящее решение! Вряд ли можно придумать что-то лучше», — говорит Наталья Фекленко, рассматривая макет декораций.
Макет, с которого началась работа над сценографией «Малыша и Карлсона», хранится в Театре сатиры — в отдельной комнате, где собраны макеты декораций к самым важным постановкам в истории театра. Бережно восстановленный заслуженным художником России Валентином Шихаревым, макет завораживает каждого, кто здесь оказывается. Здесь можно в подробностях рассмотреть и крыши, и лесенку, ведущую в комнату Малыша, и каждую дверцу.
Зрители — тогда и сейчас
Во время спектакля ребята стремятся общаться с героями, поэтому часто выкрикивают им что-то из зала. Наталья Фекленко смеется: у нынешних зрителей, выросших с гаджетами в руках, возникают вопросы, соответствующие сегодняшнему времени. Например, когда Карлсон улетает с фразой: «Звоните мне, звоните!», нынешние дети обязательно деловито осведомляются: «А по какому номеру?».
Но в одном современные маленькие зрители сходятся со своими мамами и папами в детстве: все 54 года существования спектакля дети одинаково реагируют на финал, когда домомучительница фрекен Бок покидает квартиру Малыша.
«Последние слова моей героини, когда я ухожу со сцены, адресованы маме Малыша: “Никогда никому не говорите о том, что мы с вами здесь видели, потому что вам никто не поверит, а если поверят, то замучают расспросами. Говорите, что Карлсона нет”, — рассказывает Наталья Фекленко. — И в этот момент дети начинают кричать “есть!”. И под это “есть!” я убегаю со сцены».