Проект «Ложка креатива» — о том, что мешает творчеству
В условиях нестабильности и стресса разговоры о творчестве и искусстве могут казаться странными. Однако творчество и искусство — это зеркало истории, а потому потребность в них живет вне зависимости от контекста. Например, они помогают развить креативность — свойство, которое мы считаем чуть ли не чертой характера, усердно пытаемся вписать в резюме или использовать при рассказе о себе. Авторы телеграм-канала «Ложка креатива», балетовед, кандидат искусствоведения Янина Гурова и российские танцовщики рассказывают, что такое креативность на самом деле, какие факторы ее убивают и как рождается нечто креативное в танце и в жизни.
Что такое креативность?
В XIX–XX веках многие исследователи — Фрэнсис Гальтон, Эдуард Тулуз, Владимир Эфроимсон, Эллис Хэвлок, Пол Гилфорд и другие — пытались понять, почему же одни люди наделены способностью создавать новое, а другие нет. Почему только у да Винчи получилась «Мона Лиза», микроскоп вышло создать именно у Левенгука, а братья Люмьер додумались коммерциализировать кинопродукты? Исследования гениальности так или иначе сводились к поиску причинно-следственной связи между великими открытиями и их авторами. И первое, что здесь важно понять, — существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и креативным мышлением.
Майкл Микалко в своей книге «Взлом креатива» пишет: как ни странно, «Мэрилин вос Савант, рекордсменка мира по IQ — 228 пунктов, — не внесла ничего ни в науку, ни в искусство. Она всего лишь ведет колонку в журнале Parade». При этом выдающийся американский физик Ричард Фейнман, обладая уровнем IQ в 122 пункта, получил Нобелевскую премию за работы по квантовой электродинамике.
Янина Гурова, кандидат искусствоведения, балетовед, член Международного союза хореографов, член Союза театральных деятелей, главред театрального альманаха Curium:
«Это палка о двух концах. Часто исследования проводятся с людьми, которые не занимаются искусством. Не стоит путать гениальность и творческие способности с эпатажем. Концепция „я художник, я так вижу, кто не понял — сам дурак“ часто работает, потому что человек пытается самовыразиться, а его не принимают. Он преподносит это как свое видение мира, свою индивидуальность.
Такие исследования не могут дать универсального результата, но это правда: чем выше уровень интеллекта, тем меньше проявляются креативные способности. Человек, у которого есть определенное понимание, как все устроено, как вообще мир существует, выстраивает перед собой барьеры. Самые главные — это внутренние блоки и внешнее окружение. Это страх осуждения, непонимания».
Представьте, что креативность — это ребенок, делающий первые шаги по просторам сознания. Если сказать малышу, который пока умеет лишь сидеть, что ходить нужно только с носка и только с правой ноги, то в дальнейшем он вряд ли захочет пробовать идти с пятки, или шагать с левой ноги, или вовсе прыгать на двух. Заведомо ошибаться мало кому приятно.
Например, в 1860 году немец Филипп Рейс изобрел устройство, которое было способно передавать звуки на расстоянии. Фактически это был прототип телефона. Однако современники изобретателя не оценили его достижение, и признания он не получил. Через 16 лет телефон разработал американец Александр Белл — и стал мультимиллионером.
Дать определение креативности пытались многие исследователи. Например, английский психолог Чарльз Спирмен в своей книге «Творческий разум» («Creative Mind») утверждал, что «креативность — это способность разума формировать связи между идеями, находить между ними сходство».
Зигмунд Фрейд же предполагал, что креативность рождается в конфликте бессознательного и сознательного. Творчество начинается с выражения неосознаваемых желаний, например любви или власти, через средства, приемлемые с точки зрения культуры.
Гуля, перформер, участница проекта «Новые танцы на ТНТ — 2022», психолог по образованию, солидарна с Фрейдом:
«Творческое самовыражение означает оставить свою истинную энергию в том проявлении, в каком понимает ее вначале твое бессознательное, потом сознание. Грубо говоря, то, с чем ты себя ассоциируешь, материализовать при помощи различных видов искусства: картины, танца, перформативного творчества и т. д.».
Макс Шушкевич, участник петербургской хип-хоп-команды Abzats Crew, дизайнер, фотограф:
«У тебя появляется идея, и ты можешь ее довести до реализации, не прибегая к каким-то сторонним мнениям о том, как „нужно“ сделать. Если ты не гуглишь „как положить плитку“, „как написать трек“, „как сделать сайт“, а самостоятельно пытаешься найти подход и прийти к решению, это и есть креатив».
Несмотря на обилие определений, исследователи до сих пор затрудняются сказать, что же подразумевается под креативностью. В общем и целом это создание новых идей, форм, подходов к решению тех или иных задач, поиск методов выражения мысли, где ключевое — новизна и контекст, в котором эта новизна генерируется. И главное — креативность можно тренировать и развивать.
Барьеры на пути к креативности
Каждый человек обладает креативным потенциалом, но не все люди раскрывают его в равной степени. Поговорим о том, что на это влияет.
Согласно работам исследовательницы Терезы Амабайл, в основе креативности лежат три элемента: мотивация (как внутренняя, так и внешняя), способности к конкретной деятельности и творческое мышление.
Что касается мотивации, искусствовед Янина Гурова правильно замечает:
«Когда говорят о своих планах на жизнь, часто звучит фраза в духе: „Я мечтаю получить Нобелевскую премию“. Это конечная цель. Но человек, когда формулирует свои мысли и бросает их во Вселенную, не говорит о том, что мечтает получить Нобелевскую премию. Ведь напрашивается вопрос „Для чего?“. По законам драматургии должны быть задача и сверхзадача. Раньше о жизненных планах говорили: „Я мечтаю танцевать всю жизнь“. Человек должен гореть изнутри своей целью. Рано или поздно каждый до этого доходит, но кривой тропой».
Под способностями обычно подразумевается предрасположенность — к естественным наукам, например. Или же, наоборот, вы в школе превосходно писали сочинения, но на уроках черчения никак не могли понять, каким будет вид коробочки слева.
К творческому мышлению Амабайл относит когнитивный стиль — то, каким образом человек ищет решение задачи, — использование эвристики и стиль работы.
В книге «Психология креативности» Тодда Любарта подробно описываются факторы, которые складываются в пазлы многофакторного подхода. Схематично причинно-следственную цепочку рождения креативности можно изобразить так:
Источник: «Психология креативности». Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни
Знания
Для творчества необходимы базовые представления о мире, его устройстве. Не зная ничего, вы скорее создадите что-то примитивное. Однако, как мы уже отметили, очень часто экстразнания тормозят творческий порыв. Это иллюстрирует интересный эксперимент психолога Карла Дункера.
Перед двумя группами испытуемых положили на стол свечки, канцелярские кнопки, спички и три картонные коробки. В одном случае коробки положили отдельно, а в другом их наполнили свечами, кнопками и спичками. Задание состояло в том, чтобы на уровне глаз прикрепить свечи к двери так, чтобы их можно было зажечь и при этом дверь не загорелась.
Первая группа справилась с заданием успешнее. Оказалось, догадаться, что коробки можно прикрепить на кнопки к двери и использовать их как подставки под свечи, гораздо легче, когда они еще никак не задействованы. Труднее было, если коробки уже использовались в качестве контейнеров.
Среда, чужое мнение и коллективизм
Зачастую у нас самих стоит внутренний барьер против «ненормальности». Сегодня, в эпоху глобального тренда на разнообразие, хочется верить, что стремление выделяться перестанет быть стигматизированным и люди меньше будут задумываться о том, что подумают и скажут другие.
Вячеслав Корнеевец [BJ Slav], культуролог, диджей, основатель первой волны хаус-дэнс в России, ивентор, организатор танцевальных фестивалей:
«Современная парадигма общества подталкивает тебя определиться, кто ты есть. У меня изначально сложилось так, что я много чем занимался. Мне сложно определить, кто я. За свою жизнь я был продюсером молодежного телевидения, продюсером музыкальной электронной группы, был диджеем, танцором, педагогом. Потом, по приезде в Петербург, занимался организацией фестивалей, которые способствовали объединению на тот момент нестандартных танцовщиков. Помимо всего прочего, я успешно проработал полтора года представителем главы по делам молодежи своего района».
С факторами среды тесно связан коллективизм. Это одна из социальных установок, которая, согласно модели Хофстеде, превалирует на территории бывшего Советского Союза, в то время как в западных странах больший акцент на индивидуализме. Идея всецелой общности, некой одинаковости мешает внутреннему «я» решиться на эксперименты.
Излишне строгое воспитание
Благодаря исследованиям Карла Роджерса и экспериментам Жака Лотри мы знаем, что семейная среда, организованная по жестким правилам, негативно влияет на развитие креативного мышления. К таким правилам относится, например, ограничение ребенка в пространстве для игры. Как следствие, дети, живущие в такой семейной среде, могут переносить ее на свои представления о мире, поэтому им сложно усомниться в том, что кажется понятным и общепринятым. Гораздо благоприятнее влияние семейной среды с гибкими правилами — например, если ребенку было разрешено играть везде при условии, что он будет делать это тихо. В такой картине мира для ребенка открывается вариативность идей и возможностей.
Излишний перфекционизм
Система традиционного среднего образования не прощает ошибок: если ты их допустил, значит, с тобой что-то не так. Знания преподносятся в форме дискретных, мало связанных с друг другом понятий, а система оценивания строится на проверке заданий на память или конвергентное мышление. В результате отличники в будущем становятся хорошими исполнителями, но никак не создателями. В 1991 году вышло исследование, которое подтвердило: чем лучше ученики адаптируются к школьной системе, тем более они склонны к избеганию сложных жизненных ситуаций в будущем.
Вячеслав Корнеевец — о том, как он старается избегать перфекционизма в работе диджея:
«Срабатывает алгоритм художника. Например, если мне нравится вакинг, то я ищу диско-фанк, диско-хаус. Копаюсь, собираю треки по принципу майндкарты. Затем будто открывается портал, и со всех сторон ко мне начинают приходить идеи. Постепенно в процессе вырисовывается структура. Просто в этом процессе очень легко поддаться перфекционизму. Не стоит зарываться слишком глубоко в плане правильности. Абсолютно правильное — это тоже плохо».
Отказ от использования новых технологий
Появление новых технологий провоцирует искать новые пути решения ранее привычных задач. Возьмем даже устройство печати. Сначала была наскальная живопись, потом писали от руки, далее Гутенберг изобрел печатный станок, затем мы научились печатать на компьютерах, а теперь и вовсе пользуемся голосовым помощником. С появлением новых технологий нам приходится адаптировать и видоизменять подход.
Негативные эмоции и физическое самочувствие
Профессор Андреа Абель-Брэм доказала, что негативные эмоции никак не помогают нам стать креативнее. Напротив, создание чего-то нового и нестандартного, вызывающего максимум интереса, станет для автора с негативным эмоциональным фоном спасением. А вот целенаправленно создавать новые продукты и искать решения лучше в хорошем настроении.
Егор Балашов, кандидат технических наук, проджект-менеджер, инженер и вот уже 12 лет владелец любительской танцевальной студии:
«Да, наверное, я смог бы без танцев и студии, но мне бы было очень тяжело, и, скорее всего, я бы страдал от каких-то психических заболеваний. Мне повезло, что у меня есть такое хобби, потому что, приходя в студию, я могу переключиться и разгрузиться».
На креативность также плохо влияет отсутствие здорового сна — да и вообще проблемы с физическим здоровьем и самочувствием.
Через танец к самобытности: как создаются новые формы
Есть миф, что если человек работает в сфере искусств, то вся его работа — сплошное творчество. Но творчеством можно заниматься и системно.
Дарина Доронкина:
«Когда у меня есть задача поставить новую хореографию или номер, то первое, что я делаю, — ищу музыку. Хореографам необходимо слушать музыку постоянно, причем как классическую, так и современную. Я пытаюсь подобрать какой-то музыкальный материал и отталкиваться мысленно от него. Вторым шагом пытаюсь найти красоту в мелочах. Например, в каком-то листике, в каких-то погрешностях. Стараюсь обратить внимание на то, на что не обращала ранее. Далее я думаю про людей, которых вижу участниками этой постановки».
Мы, скорее всего, представляем себе, как выглядит классический танец — например, балет — или народные танцы: русские, цыганские, танцы народов Кавказа. А если мы услышим словосочетание «стритовые направления», то в сознании автоматически промелькнут кадры из фильма «Шаг вперед» или «Уличные танцы».
Как и в любом искусстве, перед танцем встает вопрос о поиске новых форм. Порой кажется, что все танцы станцованы, все дизайны нарисованы, а все девайсы собраны. Это не так.
Мария Фатова, танцовщица, участница проекта «Танцы на ТНТ», хореограф команды Flat White и House of Fatova — о том, как она пришла к необычному детальному стилю:
«Лет в пятнадцать я попала к Марку Куклину, считаю его тренером, наставником. Года четыре мы были с ним в плотной связке. На первом занятии он объяснял основы такой мелкой хореографии, и я поняла, что это мое. Есть люди, которым подобное дается сложнее, а мне было довольно легко. Отталкиваясь от того, что делает Марк, я начала самостоятельно трансформировать движения. Потом ушла в паппинг, откуда взяла технику изоляции. Далее в моей жизни был вог полтора года. А после я начала все это миксовать. Как-то постепенно мы с девочками из моей команды пришли к „нашему танцу“, называем это детальной хореографией».
Действительно, новыми формами могут стать сочетания уже известных направлений и модификация имеющихся навыков. «Появление всего нового — это эклектика», — утверждает Вячеслав Корнеевец.
Помимо этого, тенденцией последнего пятилетия становится погружение искусств в Web 3.0 и создание нового направления digital art (цифрового искусства) — это к вопросу о влиянии технологий. По мнению Янины Гуровой, «это интересно, потому что появляется возможность погрузиться в иной мир, который еще и стремительно развивается, а качество его улучшается. Но вспомните мультик „Валл-И“. Люди живут в цифровом мире, в своей новой реальности, где технологии делают за них все. До тех пор, пока однажды не происходит столкновение мужчины и женщины, и герои вдруг понимают, что живое общение гораздо ценнее. Если мы внимательно посмотрим на весь процесс эволюции жизни, то увидим, что все двигается по спирали. Эта спираль замыкается на одной точке, когда начинается развитие чего-то нового, а потом опять какая-то точка, и все возвращается обратно».
То же самое касается современного танца. Изначально танец был природной потребностью. Неслучайно в нем есть нечто первобытное, особенно в парных танцах и латиноамериканских стилях. Танцуют рыбы, птицы, млекопитающие — и у этого есть своя задача: защитить, завоевать (самку в том числе), отстоять. Танец, как ничто иное, можно «потрогать» в моменте, он рождается здесь и сейчас, в ходе импровизации иногда обретает кардинально новые формы, становится биологическим проявлением живого в людях. Он прошел множество культурно-временных деформаций — от народного до элитарного творчества.
О современном танце
Сейчас исследователи и практики спорят: что же такое современный танец?
Ольга Петрова, выпускница Академии русского балета им. А.И. Вагановой, артистка театра современного танца Саши Кукина:
«Современный танец — это актуальность, свобода восприятия тела, самовыражение и абсолютная свобода выбора средств художественной выразительности».
Дарина Доронкина считает, что современный танец прежде всего про ощущения, движения по наитию: «У меня было много преподавателей по современному танцу. И одна из них сказала, что ваш танец — это смузи. Вы можете привносить в него и культуру хип-хопа, и культуру классического академизма, и все что угодно. Тогда это будет ваш танец. Ваш свободный танец». Можно выдвинуть гипотезу, что танец современности стремится к той свободе, что была присуща танцу первобытному, основанному на ощущениях, зове внутреннего голоса и всего естества.
Итак, как же создать что-то новое? На примере танцевального искусства можно предложить следующее:
взять за основу исторический базис и переосмыслить его;соединить уже известные стили;зайти на территорию близких сфер деятельности и попробовать коллаборироваться;использовать новые технологические достижения как преимущество в конкретный период времени.
Почему творчество важно?
◀ ▶
Творчество исцеляет
Ольга Петрова: «Это способ справиться со своими эмоциями».
Янина Гурова: «Когда у меня произошел слом, я поняла, что должна реализоваться именно в творчестве. Это процесс к самоисцелению. Поэтому когда сегодня я вижу ребенка в унынии, то стараюсь сгенерировать идею, чтобы он начал ею гореть. Мне нравится выражение Плутарха, что учитель — это факел, который должен зажечь огонь в сердцах молодых».
Творчество вдохновляет жить
Дарина Доронкина: «Когда я безмерно уставшая, когда у меня много всего происходит негативного за день и я все равно, несмотря на настроение, захожу в зал и переключаюсь по щелчку пальцев, тогда происходит та самая магия. Выхожу после класса или пары просто очарованная внутри. И приходит мысль, что ради этого я готова жить».
Творчество дает свободу самовыражения
Вячеслав Корнеевец: «Люди приходят после тяжелой трудовой недели со своими накопившимися проблемами. Все, что человеку нужно, — это заземлиться и почувствовать свой фильтр, чтоб ему дышалось легче и чтобы ему было хорошо. Чем бы вы ни занимались, какую бы работу ни делали, если у вас нет реализации творческого потенциала, это плохо».
Творчество продвигает новое
Как рассказал Вячеслав Корнеевец: «В Германии в 2019 году диджеинг официально был признан видом профессиональной деятельности. Диджеингу стали обучать в университетах. Теперь диджеи тоже стали частью системы налогообложения, здравоохранения. Теперь это легитимная, нормальная профессия. Такая хорошая мысль — дать новой форме реализоваться, потому что много людей транслируют искусство, музыку, новые явления через диджеинг. И глупо не обращать на это внимания».