«Щелкунчик» — символ праздника: Главархив показал фотографии балета

<p style="text-align: justify;">Невозможно представить себе зимние месяцы без похода на балет в Большой театр. Так каждый год создается праздничное настроение благодаря знаменитой сказке немецкого романтика. Главархив рассказывает историю создания этого произведения и делится архивными фотографиями, на которых представлены исполнители заглавных партий в балете на сцене Большого театра в 1957 и 1966 годах. </p> <p style="text-align: justify;">В 1890 году для постановки в один вечер Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет. Хореографический план балета составил Мариус Петипа, а композитор написал либретто, основываясь на французском переложении сказки Эрнеста Гофмана <strong>«</strong>Щелкунчик и мышиный король<strong>»</strong>, которое написал Александр Дюма-отец. В 1892 году композитор закончил оркестровку произведения и сюита номеров из балета была с оглушительным успехом исполнена на вечере симфонической музыки в Русском музыкальном обществе. По воспоминаниям Чайковского, пять из шести номеров были сыграны на бис по требованию публики, а сам он начал подумывать о том, чтобы поскорей отделаться от балета. 18 декабря 1892 года состоялась премьера балета в Мариинском театре, постановка продержалась в репертуаре 30 лет, а хореографию обновляли и изменяли разные балетмейстеры на всех сценах мира. </p> <p style="text-align: justify;">Одна из самых известных редакций балета, которая до сих пор исполняется на европейских сценах, была сделана хореографом Василием Вайноненом в 1934 году для филиала Большого театра. </p> <p style="text-align: justify;">Балетмейстер не принял более ранние композиции, сделанные Мариусом Петипа (1890), Александром Горским (1919) и Федором Лопуховым (1929). В постановке Петипа хореографа не устраивал <em>«налет сусальности», </em>но вдохновлял вальс снежинок, а хореография Лопухова казалась слишком странной и <em>«авангардной» </em>для 1930 годов, когда эксперименты в области формы уже не приветствовались, а акробатические трюки в балетной партитуре казались излишеством. Сам постановщик писал об этой работе так: «… ведущими принципами моей работы являлись: реалистическая трактовка первой части спектакля, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей части его». </p> <p style="text-align: justify;">В постановке Вайнонена балет шел в Большом театре вплоть до 1960 годов, пока в 1966 году Юрий Григорович не создал новую хореографию «Щелкунчика», не передал детские партии, которые раньше танцевали воспитанники хореографического училища, взрослым артистам, а художник Симон Вирсаладзе не придумал новую сценографию. </p> <p style="text-align: justify;">Познакомиться с фотоматериалами из фондов Главархива можно в отделе фото и видео материалов, который находится по адресу: Международная улица, дом 4, корпус 1 Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p> <p style="text-align: justify;"> </p>

«Щелкунчик» — символ праздника: Главархив показал фотографии балета
© Главное архивное управление города Москвы