"Я считаю до пяти": заяц влюбился в белочку

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 31-я

"Я считаю до пяти": заяц влюбился в белочку
© Реальное время

Какое-то время казалось, что ведущий режиссер русского ТЮЗа — Ильгиз Зайниев, который ставил на сцене театра на улице Островского и взрослые, и детские спектакли. В 2017-м он вывел на сцену две пьесы востребованных авторов — "Господина Ибрагима" Эмманюэля Шмитта и "Я считаю до пяти" Михаила Бартенева.

Звери эпохи первоначального накопления капитала

"Считаю до пяти…" (авторское название идет без местоимения) написана в 1992 году. В ней пять героев, которых автор прописывает так: Белочка (Эльвина Сафина) — красавица, Заяц (Нияз Зиннатуллин/Владислав Львов) — вроде бы не герой, Крот (Ильнур Гарифуллин/Виталий Дмитриев) — вроде бы герой, Лягушка (Ильфат Садыков/Евгений Быльнов) — тоже, Волк (Владимир Никитин) — любит порядок, Сорока (Диана Никульцева/Радуга Мухтарова) — много говорит (а еще она ведущий спектакля и отключатель телефонов).

Все герои одеты во внушительные антропоморфные костюмы, они бегают в мягких декорациях Булата Ибрагимова, сталкиваются друг с другом, разговаривают так, словно бы действие происходит в образцовом дворе, а не лесу. Пьеса явно написана взрослым человеком, который может позволить себе шутки типа: "Не-е-ет, я не трус женского ро-о-ода, я лягушка мужского ро-о-ода" и "Кричу я Волку: "Слушай, враг, имей в виду, что ты — дурак!".

Главный персонаж — это Заяц, который влюбился в Белочку и теперь хочет с ней дружить. А для этого ему нужна храбрость, которую можно достичь, досчитав до пяти. Замечательнее всего слушать в этом видео детей, которые смеются над забавами говорящих животных и помогают им выбраться из простых ситуаций.

Классик перестроечной детской драматургии

Михаилу Бартеневу почти 70. Он учился в Московском архитектурном институте, работал по профессии 11 лет в проектном бюро столицы (к примеру, занимался проектом стадиона "Олимпийский"), параллельно начал писать стихи и рассказы для детей, а потом занялся драматургией. Первую "официальную", по его словам, пьесу ему заказал Центральный детский театр (сейчас это Российский академический молодежный театр). "Про Ивана-дурака" с 1986 года поставили примерно в 150 театрах, а 1991-м в Нижнем Новгороде даже был фестиваль "Пьесы Михаила Бартенева в театрах кукол России".

Он автор международного театрально-просветительского проекта "Волшебный дом" с участием европейских театров и лауреат конкурса на лучшую пьесу для детей ("Снегурушка") журнала "Современная драматургия", а также номинант на Андерсеновскую премию.

Среди его пьес есть разные работы. Некоторые написаны в соавторстве, вроде либретто "Вино из одуванчиков" с Михалом Кисляковым или рождественская история "Бык, Осел и Звезда" с Андреем Усачевым. Есть переложение "Тpех мушкетеpов", сказка "Дед Мороз и космические пираты", "Неточка" по мотивам Достоевского, упомянутая "Снегурушка" (которую ТЮЗ ставил), вполне себе взрослые "Китч" и "Куба — любовь моя" и многое другое. Ставят Бартенева в России, странах СНГ, Нидерландах, Германии, Дании, Польше, Греции. Также в его портфолио сценарии таких сериалов, как "Женский детектив", "Линия огня", "Майор полиции", "Визит дамы" и "Журов".

Бартенев считает, что функция театра — не учить тому, что хорошо, а что плохо, а привить навыки образного мышления через художественность.