Психолог Татьяна Котова рассказала, как выбрать правильные игрушки для младенца
Все родители мечтают о том, чтобы ребенок вырос умным, способным понимать, рассуждать, анализировать. Оказывается, по данным современных научных исследований, ребенок уже очень и очень рано учится выделять признаки, по которым один предмет отличается от другого. А потом умудряется "узнать" и объединить общие и индивидуальные признаки этих предметов. От этого зависят долговременная память, способность делать выводы, основываясь на принципе "факт - гипотеза", решение задач…
Не верится, что младенцам это под силу?
"Сегодня исследователи знают: есть варианты умений, мышления, рассуждений, которые доступны грудным малышам от месяца до полутора лет. Эксперименты доказывают, что им доступно понятие категории, - рассказала "РГ" кандидат психологических наук, старший научный сотрудник РАНХиГС Татьяна Котова. - Малышам старше одного года давали наборы игрушек, где были машинка, грузовик, трактор, фигурки тигра, мыши, волка. Если дети понимали, какие признаки стоят за общей категорией, то прикасались сначала к предметам одного ряда - к машинке, грузовику, трактору, а уж потом переходили к животным".
Двухлетних детей просили "покормить собачку косточкой", а потом предлагали несколько предметов и давали то же задание. Дети выбирали фигурки животных. Машинку косточкой никто не кормил.
Интересные выводы сделаны учеными по развитию речи детей 2-3 лет. Малышам показывали гибридные фигурки животных - голова обезьяны, а туловище, допустим, козы. Двухлетние дети принимали решение о том, кто перед ними - коза или обезьяна, основываясь на названии предмета, которое произносил взрослый, а не на внешнем виде фигурки.
Дети трех лет уже более скептически относятся к названию предмета, если он не соответствует внешнему виду. Например, вы показываете вилку, а говорите, что это ложка. Ребенок сомневается. Но фраза взрослого: "Ты мне не поверишь, но это все же ложка", может изменить мнение ребенка.
Нам кажется, что только родные люди - мать, отец, другие родственники - могут быть для такого маленького ребенка значимы. Именно их присутствие в поле зрения младенца нужно, чтобы он развивался. А психологи говорят, что это не так.
"Для младенца важна не биологическая связь, а то, как именно ухаживает за ним взрослый. Важно то, как взрослый вступает в контакт с ребенком и разделяет его желание общаться, его интерес, насколько согласованно реагирует на переживания малыша. Сразу после рождения на лице младенца можно увидеть только так называемую улыбку комфорта, пока это только автоматическое отображение внутреннего телесного состояния, но уже между первым и третьим месяцем, а это очень важный период в развитии малыша, появляется реакция на лицо другого человека, так называемая социальная улыбка", - рассказала Татьяна Котова.
Малыш ловит взгляд, улыбается именно этому человеку. И это уже осознанная улыбка: младенец ищет контакт с глазами другого человека. Отсутствие такой улыбки - тревожный сигнал для родителей.
Примерно в четыре месяца младенец способен отличать "своих" от "чужих". В 6-8 месяцев можно заметить страх перед незнакомцем. Реакция может быть резкой, но это норма. Ближе к году страх, стресс от незнакомого сменяется любопытством: если значимый взрослый одобряет, подхожу к новому предмету, если не одобряет - не подхожу.
Всегда ли реагировать на плач ребенка?
"Конечно! - уверена Татьяна Котова. - Плач для ребенка - всегда переживание. Он призывает кого-то, кто бы разобрался, сыт ли он, выспался ли, не ударился ли: "в чем может быть смысл этого неприятного переживания, которое со мной происходит?". Доверие к переживаниям ребенка, попытка со стороны взрослого понять причину укрепляет базовое доверие малыша к миру. Без такого доверия невозможны постановка целей, активность и уверенность, умение налаживать отношения с другими людьми".
Бывает, родители разговаривают с младенцем как со взрослым человеком. Стоит ли? "Не важно, тетешкаетесь вы или нет с ребенком, важно, что вы общаетесь, - поясняет Татьяна Котова. - Есть известный эксперимент: ребенку в присутствии ухаживающего взрослого показывают куклу. Если между взрослым и ребенком есть доверительные отношения, младенец смотрит на взрослого, ищет одобрения и исследует новую игрушку. Если таких отношений нет, ребенок отворачивается: кукла - новое, а новое - всегда риск".
Четыре совета родителям младенцев, как занимать и развивать малышей:
- В очень раннем возрасте малыши уделяют активное внимание и с интересом воспринимают хорошо организованные узоры и особенно контрастные круги. Простыня в горошек, полоску, клетку сможет надолго занять полуторамесячного ребенка.
- Выбирайте для игры с малышами предметы с разными характеристиками. Допустим, возьмите игрушечный барабан и фигурку кошки, потом добавьте к этому дудочку и мягкую игрушку в виде собачки. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок понял, каким самым важным признаком игрушки отличаются одна от другой - издают звуки, у них есть колеса и они могут двигаться, у игрушки есть хвост и четыре лапы…
- Обязательно проговаривайте все вслух: "Это кошка, у нее четыре лапки, это собака, у нее тоже четыре лапы…", "Это трактор, у него есть колеса, это грузовик, у него тоже есть колеса". Уже в четыре месяца мозг здорового ребенка способен обрабатывает речь.
- И главное, показывайте ребенку в окружающем мире то, что вам самим нравится наблюдать, делитесь тем, к чему относитесь с любопытством и радостью. Тогда вы будете непременно в контакте с ребенком, чутко настроены к его интересу, реакции. Это и есть ключик к его развитию и счастью.