Сенатор Мизулина придумала, как решить проблему «брошенных» детей
В России может появиться специальный институт уполномоченных лиц, которые будут ухаживать за детьми, временно оставшимися без надзора родителей. Об этом «Парламентской газете» рассказала член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.
Детям — безопасность
По словам сенатора, соответствующие нововведения содержатся в подготовленных ею поправках к Семейному кодексу.
«Давайте возьмем такую ситуацию — она, на мой взгляд, будет самой наглядной — социальный работник пришел в семью, где один из родителей является инвалидом, — пояснила сенатор. — И обнаружил, что родителя нужно срочно госпитализировать по состоянию здоровья. Разумеется, возникает логичный вопрос: что делать с детьми?»
По словам Мизулиной, первое, что должен будет сделать соцработник, — узнать о наличии у семьи близких родственников, связаться с ними, описать ситуацию и попросить присмотреть за детьми. После — дождаться приехавших и составить специальный акт «О временных мерах защиты ребенка» на основании их паспортных данных. Если родственников нет или они живут далеко, детей также можно будет оставить с воспитателем или даже соседями — при условии, конечно, что дети их знают, а сами соседи производят впечатление адекватных людей.
«В соответствии с актом на человека, который согласился присмотреть за детьми — сугубо добровольно, конечно же, — возлагается ответственность за их состояние и благополучие, — подчеркнула сенатор. — Таким образом дети у нас, с одной стороны, полностью защищены и находятся в безопасности, а с другой — их не нужно никуда везти, срочно искать им присмотр и подвергать лишнему стрессу».
Если же никого найти не удается, соцработник должен составить другой акт — «О временных мерах защиты», вызвать полицейских, чтобы они закрыли дверь квартиры или дома, а потом отвезти ребенка в ту стационарную социальную организацию, которая находится ближе всего и располагает соответствующими условиями. По словам Мизулиной, это могут быть детский дом, поликлиника или больница — такой вариант актуален прежде всего для совсем маленьких детей. При этом дома следует обязательно оставить записку для соседей или родственников с указанием местоположения ребенка или телефона, по которому это можно будет узнать.
«Ну а самое главное, законом предписывается, что, когда у нас родитель объявился, нашелся или выздоровел, он может обратиться в ту организацию или к тем лицам, которые осуществляют эти самые временные меры защиты, и безо всяких проблем и проволочек получить ребенка обратно, — подчеркнула Елена Мизулина. — Препятствовать возвращению, каким-то образом удерживать ребенка не допускается ни в коем случае. Для этого у нас даже специально прописано в проекте поправок, что и социальные службы, и правоохранительные органы должны оказывать родителям всяческое содействие в деле возврата детей в семью».
Родителям — презумпцию невиновности
Исключение — нарушение родителем своих обязанностей или жестокое обращение с детьми. Однако, отметила Мизулина, чтобы исключить какие-либо перекосы, в новой редакции Семейного кодекса планируется усилить презумпцию невиновности для родителей. Другими словами, факты ненадлежащего поведения должны быть установлены и признаны судом на основании всестороннего и подробного расследования. Пока этого не случилось, родитель считается невиновным, а ребенок подлежит только временным мерам защиты.
«Самое главное — родители должны знать, что, если происходит некая экстренная ситуация, если с ними вдруг что-то случается, их ребенок не останется без опеки, присмотра, питания, крыши над головой и, если нужно, медицинской помощи», — заключила сенатор.
Кроме того, когда этот институт заработает, каждая семья, зная о его существовании, будет держать на виду телефоны своих родственников или прочих доверенных лиц, которые в случае чего готовы принять к себе их ребенка, уверена Мизулина.