«Никаких пределов»: вдохновляющие истории художников с инвалидностью
Многие великие деятели искусства, работы которых по сей день представлены в музеях по всему миру и разлетаются на аукционах, были людьми с инвалидностью. Но это не препятствовало им передавать свое восприятие мира через яркие образы и иметь мировое признание. Наоборот, они привнесли в искусство новые жанры и художественное разнообразие.
.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }
Творческие работы людей с инвалидностью — настоящее свидетельство того, что у искусства нет границ, запретов и комплексов. Команда акции «Музей для всех!», создающая инклюзивные мероприятия совместно с российскими музеями, подготовила истории нелегких судеб, борьбы, преодолений и признания нескольких художников с инвалидностью, оставивших свой след в истории мировой живописи.
Клод Моне
Имя Клода Моне известно всему миру как имя великого французского художника и одного из основоположников импрессионизма. Но немногие знают про то, что на протяжении всей жизни он имел проблемы со зрением, а в преклонном возрасте и вовсе столкнулся с катарактой. Однако это не мешало ему писать картины, наоборот, даже помогало воплощать в жизнь шедевры с особым видением.
Работы представителей импрессионизма отличаются тем, что в них мир запечатлен как подвижный и изменчивый, и за счет нечетких и размытых фрагментов картины передаются лишь мимолетные впечатления. Так, ученые после эксперимента с применением компьютерных технологий предположили, что Клод Моне изображал мир таким, каким видел его он ввиду проблем со зрением. Тогда исследователи сделали модель четкого изображения кувшинок с картины художника, а человек с близорукостью увидел их так, как они были написаны изначально.
Кувшинки. 1914–1917
«Цвет — моя однодневная одержимость, радость и страдания», — говорил Моне.
Клод Моне перенес несколько операций на глаза из-за катаракты. После чего шедевры художника приобрели новый окрас, ведь глаз с удаленным хрусталиком видел объекты в оттенках фиолетового и синего. Поэтому на работе «Белые кувшинки» он изобразил цветы голубоватыми, хотя для всех остальных они были белыми.
Белые кувшинки. 1899
Интересные статьи, подборки и гайды идеально впишутся в вашу ленту. Давайте проверим! Присоединяйтесь к нашему сообществу «ВКонтакте».
Фрида Кало
Фрида Кало — одна из популярных художниц XX века. Ее яркий образ используется абсолютно везде — на одежде, посуде, аксессуарах. О ней снимают фильмы, пишут книги и организуют ошеломляющие выставки. Фрида известна не только своими картинами, но и тяжелой биографией, события которой она и отражала в своих работах.
В детстве Фрида переболела полиомиелитом, из-за которого и начались все проблемы со здоровьем. Искалеченную правую ногу она прятала с помощью длинных юбок и брюк, чем привнесла отличительную черту в свой образ.
Картина «Автобус» отразила события того судьбоносного дня, когда Фрида Кало попала в аварию, изменившую ее жизнь навсегда. Все изображенные на полотне колоритные герои — рабочий, девушка, домохозяйка, богач и женщина-индианка с ребенком — пассажиры того злополучного автобуса.
Автобус. 1929
Авария окончательно подорвала здоровье девушки и повлекла за собой огромное количество тяжелых операций. На картинах Фриды Кало физические страдания переплетаются с душевными. Так, работа «Сломанная колонна» отображает состояние художницы снаружи и внутри — по лицу текут слезы, тело сломано, его пронзают многочисленные шипы, а корсет, казалось бы, удерживает все вместе.
Сломанная колонна. 1945
«Я рисую автопортреты, потому что я так часто одна, потому что я человек, которого я знаю лучше всего».
Реабилитация после аварии принесла Фриде каждодневные страдания. Она постоянно хотела обрести смысл, чтобы продолжать жить. И нашла его в творчестве. Отец художницы соорудил специальное приспособление с зеркалом, чтобы Фрида могла рисовать свое отражение. Это положило начало эпохе автопортретов в ее жизни.
Автопортрет с терновым ожерельем и колибри. 1940
Все трагические жизненные события — авария, многочисленные операции и продолжительная реабилитация, история любви и потери детей — нашли место в творчестве Кало. Темы боли, переживаний и хрупкости человеческого организма отчетливо проходят через каждую картину художницы. Она использовала искусство, чтобы передать свои переживания и дать понять другим людям, что они не одиноки в своих чувствах и лучше не скрывать проблемы как от самих себя, так и от общества.
«В конце концов, мы можем вынести намного больше, чем мы думаем».
Борис Кустодиев
Воспитанник Ильи Репина Борис Кустодиев сразу же после учебы под руководством известного живописца стал искать свой творческий путь. «Купчиха за чаем», «Федор Шаляпин» — вряд ли найдется человек, который не знаком с этими известными картинами. Но, скорее всего, немногие знают, через что художнику пришлось пройти перед тем, как получить мировое признание.
В 35 лет у Кустодиева обнаружили опухоль спинного мозга. Недуг стал разрастаться, боли добирались до рук и нижней части тела. Впоследствии Бориса Михайловича прооперировали, но спустя несколько лет ноги отказали совсем, и он стал передвигаться на костылях. При этом он продолжал работать с крупными полотнами. Но это только усугубило ситуацию, и художнику провели повторную операцию, после которой мастер перестал ходить совсем. Накануне Кустодиев с упорством дописывал эскиз к коллективному портрету «Мир искусства», указывая на неизвестность исхода хирургической процедуры.
«Если мне не позволят писать, я умру», — так Борис Михайлович ответил врачам, которые после третьей операции сказали художнику, что работать больше нельзя. Поэтому последние годы портретист работал лежа. Товарищи сделали специальную конструкцию, которая позволяла Кустодиеву передвигать картину по мольберту.
Степан Разин. 1918
Пережив бесконечное количество жизненных вызовов и серьезных проблем со здоровьем, которые привели к инвалидности, художник продолжал писать красочные картины, наполненные жизнью, светом и красотой. Одна из таких работ, написанных в период болезни, «Голубой домик», отразила модель «русского мира», в котором каждый этаж был отдельным уровнем.
Голубой домик. 1920
Кэти Миллер
В возрасте 20 лет американской художнице Кэти Миллер диагностировали аутизм — неврологическое расстройство, влияющее на способность общаться и взаимодействовать с обществом. Но для девушки это больше преимущество, которое помогает ей сфокусироваться на искусстве и по-другому воспринимать этот мир, нежели нарушение развития.
Изначально семья Кэти воспринимала проявления аутизма как обычные возрастные странности: девочка могла тратить дни на перерисовывание иллюстраций. Ни один специалист, которым родители показывали дочь, не мог определиться с диагнозом очень много лет.
Особенность аутизма Миллер — сильное напряжение во время обычной беседы: она с трудом подбирает слова, часто мычит, долго улавливает смысл очевидных жестов. Также для расстройств аутистического спектра характерны повторяющиеся действия. А так как написание картин занимает много времени, Кэти оставляет напоминания о простых человеческих потребностях буквально на стенах.
Изначально художница вдохновлялась новорожденными. Кэти просила у друзей и знакомых фотографии малышей, чтобы она могла отобразить их портреты с точной прорисовкой деталей. Она рисовала не только детей, но и эмбрионов с пуповинами.
Эмбрион с пуповиной
В уже более взрослом возрасте Миллер стала изображать на полотнах детей постарше (2–4 лет). Ей они представляются по-своему привлекательными, взрослыми, одновременно молодыми и уязвимыми.
«Я замечаю в цветах, форме и фактуре то, чего не видят другие», — говорит Кэти.
Дети смотрят телевизор
Внешне девушка не отличается от других, кроме стиля и ярких оттенков в одежде, которые отражают ее особый внутренний мир. Помимо написания картин Кэти Миллер ведет активную социальную жизнь и борьбу за права людей с аутизмом.
Тулуз Лотрек
Французский художник-импрессионист Анри де Тулуз-Лотрек родился в дворянской семье. С детства у мальчика было редкое наследственное заболевание — пикнодизостоз (или синдром Тулуз-Лотрека впоследствии), повлиявший на развитие костей. Так, Анри получил многочисленные переломы ног, его рост остановился на отметке 150 см. Болезнь ухудшала его здоровье с каждым годом и оставила отпечаток на его отношении к миру.
Из-за своих физических особенностей Тулуз чувствовал себя социальным изгоем. Он перестал появляться в учебных заведениях и приобщился к миру парижской «прекрасной эпохи», злоупотребляя выпивкой и укрываясь в мире кабаре и борделей, которые часто посещала аристократия. Эту жизнь он и отражал на своих холстах.
Но жизненные обстоятельства не помешали Лотреку стать величайшим художником мировой истории — его работы стали неоценимым вкладом в современную живопись. За более чем 20 лет своей творческой карьеры он написал тысячи работ, которые представил на многочисленных выставках.
Ла Гулю. 1892
Одной из отличительных особенностей творчества импрессиониста был способ изображения человеческой фигуры — он уходил от реальности и не рисовал формы в реалистичной манере, а искажал их, таким образом показывая всю сущность парижского маргинального мира.
Мулен Руж. 1892
«Подумать только — я бы никогда не стал рисовать, если бы мои ноги были чуть длиннее!»
Если бы Лотрек имел длинные ноги, он прошел бы совершенно иной путь, и, возможно, не подарил бы миру столько ярких произведений.
Клоунесса Ша-Ю-Као. 1896