Войти в почту

В Курской области многодетная мать-одиночка несколько лет не может получить положенную жилплощадь

В Курской области 39-летняя мать-одиночка Олеся Тимоховцева ютится с девятью детьми в квартире площадью 30 кв. м. С 2017 года семья стоит первой в очереди на расселение в посёлке Иванино, однако новое жильё так и не получила. По закону им положена жилплощадь не менее 190 кв. м. При этом органы опеки через суд уже попытались ограничить женщину в родительских правах из-за плохих жилищных условий, а детей на несколько месяцев забирали в социальные приюты. Хотя дом, в котором живут Тимоховцевы, принадлежит администрации посёлка, и именно местные власти должны отвечать за ремонт жилья.

39-летняя жительница посёлка Иванино Курской области Олеся Тимоховцева одна воспитывает девять детей в возрасте от двух до 14 лет. Ещё двое — старший совершеннолетний сын и 17-летняя дочь-студентка — живут отдельно. Муж Олеси умер в 2020 году.

Семья больше 15 лет живёт в одноэтажном многоквартирном доме с печным отоплением, который принадлежит администрации посёлка. Водопровод у них появился только три года назад, однако ванной и туалета в квартире нет до сих пор. Олеся и дети моются в тазу.

В конце 2019-го семью признали находящейся в трудной жизненной ситуации и поставили на профилактический учёт. С тех пор к Олесе регулярно приходили сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), чтобы проверить жилищные условия и состояние детей. Каждый раз комиссия оставалась недовольна состоянием квартиры, хоть и признавала, что жизни и здоровью детей ничто не угрожает.

Дом, в котором живёт семья, уже больше десяти лет требует капитального ремонта. Деньги на эти работы должна выделять администрация посёлка.

«Установлено, что после 2012 года капитальный ремонт указанной квартиры администрацией Иванина не проводился, средства из местного бюджета не выделялись, несмотря на осведомлённость органа местного самоуправления о необходимости проведения ремонта отдельных элементов жилого помещения», — говорится в заключении Курчатовской межрайонной прокуратуры, которая в ноябре 2022-го провела проверку по заявлению Тимоховцевой.

После очередного визита КДН в августе 2022 года Олеся написала заявление, чтобы её детей временно устроили в социальное учреждение, пока в доме проводится ремонт. Детей распределили по соцприютам.

Однако вместо улучшения жилищных условий женщина получила судебный иск. Районная комиссия по делам несовершеннолетних подала в суд, чтобы ограничить Тимоховцеву в родительских правах и взыскать с неё алименты в пользу детей.

Иск за грязь в доме

В исковом заявлении представители КДН заявили, что многодетная мать «уклоняется от надлежащего исполнения родительских обязанностей». Основной претензией стала грязь в доме. Кроме того, сотрудникам КДН не понравилось, что во время посещений семьи в квартире находились посторонние люди. При этом члены комиссии каждый раз признавали, что здоровью и жизни детей ничего не угрожает.

«В квартире антисанитарные условия: грязные постельные принадлежности, грязный пол и посуда, затхлый запах. Дети имеют неухоженный вид», — говорится в судебных документах, которые есть в распоряжении RT.

Согласно материалам суда, в течение года КДН семь раз привлекала Тимоховцеву к административной ответственности за беспорядок в квартире, грязную одежду и постельное бельё и дважды — за то, что она в присутствии детей употребляла алкоголь.

Сторона защиты заявила, что ремонт в доме должна была проводить не Олеся, а собственник — администрация посёлка Иванино.

Свидетели, которые знают семью — врачи, воспитатели, учителя, соседи, — положительно отзываются о детях Тимоховцевой: называют их воспитанными и общительными. При этом многие из них признают, что в доме часто было грязно.

Так, воспитатели детского сада рассказали, что Олеся всегда вовремя приводила и забирала детей. По словам участкового педиатра, все дети в семье физически хорошо развиты и не страдают от постоянных болезней. Одна соседка рассказала, что не раз видела, как мать гуляет с детьми.

«У свидетеля около дома растёт груша. Дети Тимоховцевой никогда без спроса не брали груши, всегда спрашивали разрешения, в то время как другие соседские ребята могли взять их сами», — говорится в документах.

Четыре ребёнка Олеси смогли высказать своё мнение в суде: три сестры и их брат заявили, что очень скучают по маме и хотят жить с ней.

Волонтёр храма Успения Пресвятой Богородицы в Курчатове Любовь Дмитракова, которая регулярно помогает семье, считает, что Олеся любит своих детей и делает для них всё возможное, учитывая условия, в которых они живут.

«Я эту семью знаю 14 лет. Дети у Олеси воспитанные, физически крепкие. Может быть, иногда они бывают непричёсанными или не очень чистыми, но это неудивительно: они, по сути, моются в корыте. Одежду она стирает: сколько мы ни приезжали, на верёвке во дворе постоянно сушилась детская одежда. Сколько мы общаемся, я никогда не видела её пьяной, — рассказала собеседница RT. — Да, Олеся, может быть, не очень грамотная, но она заботится о детях».

14 ноября 2022 года суд постановил не ограничивать женщину в родительских правах и отказать во взыскании с неё алиментов. Несмотря на это решение, больше двух месяцев органы опеки не возвращали детей Олесе, и они продолжали жить в социальных приютах.

Начальник отдела опеки и попечительства администрации Курчатовского района Юлия Вохмякова в беседе с RT пояснила, что детей не возвращали домой, потому что мать «не создала условий для их комфортного проживания». По её словам, находясь в социальных приютах, дети Олеси «не испытывали стресса».

«Специалисты госучреждений нам сообщали, что дети весёлые, разговорчивые, участвуют во всех мероприятиях, активные. Какой-то такой привязанности к матери у детей на сегодняшний день нет», — заявила она.

Детям положен новый дом

Впрочем, после того как Олеся с юристом пошла в прокуратуру, а на ситуацию обратили внимание журналисты, детей женщине вернули. Но жилищный вопрос пока остался нерешённым.

Более того, как уверяет юрист Ольга Дмитриева, которая представляет интересы Тимоховцевой, 1 февраля органы опеки фактически вынудили многодетную мать согласиться на аренду дома на территории базы отдыха в соседнем селе. При этом, согласно договору аренды, платить за это жильё должна Тимоховцева: по 1,3 тыс. рублей в день — до 20 мая 2023 года общая сумма договора составит 117 тыс. рублей.

«Мы в шоке: вчера опека приехала к Олесе, вручила ей этот договор, и она его подписала. Олеся боится опеки, пошла у неё на поводу. По договору им дадут домик в лесу, в пешей доступности там нет ни аптеки, ни магазина, ни больницы. В самом доме нет даже стиральной машинки», — сказала собеседница RT.

«Но самое ужасное — на территории этой базы живут строители, которые приезжают в Курчатов со всей России и из стран ближнего зарубежья строить электростанцию. Вы представляете, что дочери Олеси, подростки, будут жить рядом с этими мужчинами? Мало ли что может случиться», — добавила юрист.

Глава Курчатовского района Александр Ярыгин уверяет, что Олеся не будет платить собственные деньги за аренду дома на базе отдыха.

«Сама она платить не будет: мы найдём возможность оплатить жильё для семьи, привлечём частные инвестиции. База отдыха принадлежит индивидуальному предпринимателю, и администрация района не может заключить с ИП такой договор об аренде, поэтому его заключили с Олесей Тимоховцевой. Но я вас уверяю, что мать семейства не будет платить из собственного кармана», — сказал Ярыгин в разговоре с RT.

Тем не менее Олеся с юристом намерена разорвать соглашение и вернуться в дом в Иванине. По закону Тимоховцевы имеют право на расширение жилплощади — новое помещение им должна предоставить администрация посёлка.

Как отмечает Дмитриева, согласно Жилищному кодексу, Тимоховцевым положено жилое помещение площадью 192 кв. м: по 16 кв. м на каждого зарегистрированного в доме члена семьи (Олеся воспитывает 11 детей, но двое старших живут отдельно).

«О расширении площади для этой семьи и надо было говорить с самого начала, а не отбирать детей из-за того, что на 30 кв. м недостаточно чисто. В администрации посёлка и района говорят, что в Иванине нет социального жилья подходящего размера. А нет его потому, что администрация не закладывает бюджет на его выделение. Например, семье положен земельный участок, так почему бы на этом участке не построить необходимый дом?» — отметила Дмитриева.

В свою очередь, глава Курчатовского района заявил, что строительство такого жилья — это обязанность посёлка Иванино.

«Они (администрация посёлка. — RT) не строят этот дом, потому что у них не хватает бюджета. Сейчас мы хотим подготовить для семьи дом в Иванине — бывшее здание санэпидемстанции, площадь примерно 150—200 кв. м. Там необходимо сделать капитальный ремонт и провести газ, водопровод, канализацию. К лету мы планируем всё сделать и переселить туда семью», — заверил Александр Ярыгин.