Подвиг — дело священное

Комиссии же из 40 работ в каждой возрастной группе (младшей, средней и старшей), выбранных по рейтингу, предстояло отобрать по 10-12 юных авторов для участия в финале.

Подвиг — дело священное
© Pixabay

В этом сезоне у конкурса было шесть основных тематических направлений: Священное Евангелие как основание русской литературы; «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»: подвиг любви и веры; «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа»: к 200-летию выдающегося русского писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского; «Ничего нет прекраснее беспредельного широкого моря, залитого лунным светом, и глубокого неба, полного тихих сияющих звезд»: к 150-летию со дня рождения писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева; «Величие святой простоты»: к 225-летию со дня рождения и 45-летию прославления святителя Иннокентия (Вениаминова), «апостола Сибири, Аляски и Приамурья»; «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (К.Д. Ушинский): 2023 объявлен годом русского языка в странах СНГ.

Подчеркну, что это большие тематические направления. Выбирать, формулировать тему внутри них каждый участник может самостоятельно, как и выбирать жанр своей работы.

Особо скажу и о новых возможностях для ребят, которые вошли в число 40 человек, отобранных по количеству баллов в каждой группе, но не попали в группу финалистов. Специально для них в этом году организуется литературная мастерская «Мартовская капель». Занятия в ней будут проходить в течение февраля онлайн: они доступны любому участнику, где бы он ни жил. Вести их будут писатели. Ребята могут участвовать в этих занятиях, выполнять домашние творческие работы, и по итогам их работы в течение месяца мастера могут дополнить список финалистов еще несколькими учащимися.

Обращаю внимание, что такое новшество появилось в этом году: ребята имеют дополнительную возможность хорошо себя проявить и попасть в списки финалистов.

Меня спрашивали, есть ли работы, которые мне запомнились. Да, есть, и их достаточное количество. Авторы молодые, но думающие. Остановлюсь на одной из них. Рассказ Михаила Гришина о русском воине, который отдал свою жизнь, спасая товарища.

Рассказ получился пронзительным. Родители погибли, когда сыну было всего три года. Он их почти не помнит, только впечатления тепла и света остались. Наверное, других близких родственников у ребенка не было, потому что он оказался в детском доме. Радостей у него там было немного. Радовало, например, что мог заниматься на турнике, чтобы стать сильным и не давать себя в обиду, потому что жизнь в детдоме во многом была именно борьбой.

Легко ли человеку, выросшему в детском доме, входить во взрослую жизнь? Можно и не спрашивать. Взрослые дела и заботы вообще нелегки, но выросший в семье ребенок входит во взрослую жизнь постепенно, имея перед глазами опыт старших родных. Детдомовский же не знает об этой жизни почти ничего.

Тяжелая рабочая профессия, то и дело обманывают с зарплатой, стремление получить другую профессию в училище, сырая холодная комната в общежитии, безденежье, отсутствие родных людей — на кого или на что опереться совсем юному человеку?

Он встает на подоконник, уже собирается сделать следующий шаг… И все-таки останавливается. Слова случайного не слишком трезвого прохожего внизу, сказанные безадресно, наводят юношу на мысль участвовать в военных действиях: если уж дошел до мыслей о смерти, умереть там достойнее.

И вот он в зоне СВО, и рядом с ним оказывается человек, который говорит о Боге — ефрейтор Денис. До этого ни в годы детства и юношества рядом не было никого, кто рассказал бы ему о Христе, о Церкви, о вере.

Молодой, добрый ефрейтор берег своих солдат, и самое опасное брал на себя. Когда приходилось идти на неизбежный риск, первым шел он сам.

Так во время одной из операций, когда он первым перебегал с одной позиции на другую, его серьезно ранили. На мгновение замерли воины. И раньше, чем мгновение прошло, герой рассказа выпрыгнул и стал оттаскивать своего командира, ставшего ему родным, в укрытие. Дотащить успел, но сам получил тяжелую рану. Судя по рассказу, смертельную…

Герой ни о чем не жалеет. Только радуется, что все-таки успел спасти ефрейтора.

А читатель… Читатель все-таки надеется: вдруг и героя успеют спасти? Ведь финал все-таки открытый. О смерти очень близкой и практически неизбежной там написано, о уже пришедшей — все-таки нет. И даже если чуда не случится и земной конец близок, герой знает, что земная жизнь — это далеко не все, что есть у человека.

Здесь видится уместным вспомнить очень глубокое и мудрое высказывание Московского митрополита Филарета Дроздова: «Война — священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры…; и, приемля раны, и полагая живот свой в сей брани, он (воин) идет в след мучеников к нетленному венцу». И наши молодые авторы пишут о подвиге воинов, ибо для них защита родной земли — это дело священное.