Войти в почту

Хулиганская юность, двоеженство и любовь зрителей: к 90-летию Игоря Кваши

4 февраля исполняется 90 лет со дня рождения советского и российского актера Игоря Кваши. Своей тонкой и интеллигентной игрой он покорил не одно поколение зрителей. Актер, режиссер, телеведущий, невероятно разносторонний человек – он стал одним из основателей театра «Современник» и играл в этом театре до конца своей жизни. Рассказываем о том, как Игорь Кваша полюбил театр, почему его не выпускали за рубеж и как он стал двоеженцем.

Хулиганская юность, двоеженство и любовь зрителей: к 90-летию Игоря Кваши
© Мир24

«Говорит радио Коминтерна», или Нестандартная родительская педагогика

Актер не раз рассказывал, что в детские и школьные годы он был настоящим хулиганом, драчуном и ходил с вечно разбитым лицом – дня не проходило, чтобы он не ввязался потасовку. Это при том, что семейство было самое интеллигентное – отец Владимир Ильич Кваша преподавал в Московском химико-технологическом институте. Он был выходцем из зажиточной семьи – его предки владели мельницами под Одессой. К моменту рождения сына он уже успел окончить Политехнический институт в Одессе, повоевать в Гражданскую на стороне Красной армии и перебраться в Москву.

Мама будущего актера, Дора Захаровна, была врачом-дефектологом и сурдопедагогом. Она работала с глухими детьми, с теми, кто отставал в развитии, а позже – с детьми, родившимися с синдромом Дауна. Игорь Кваша вспоминал, что мама очень гордилась своей работой и тем, как с ее помощью эти дети постепенно развивались – могли нормально говорить, читать, писать и вообще жить в обществе.

По словам актера, родители, устав от его неуемного баловства и шалостей, выдумывали совершенно невероятные методы воспитания. Игорь Кваша рассказывал: «Однажды папа пошел на студию грамзаписи на улице Горького и записал на пластинку свой «дикторский текст» – тогда это можно было сделать даже частному лицу. Во время ужина он незаметно переключил нашу радиолу с радио на проигрыватель. И я услышал целую передачу о том, как мальчик Игорь Кваша бегает вокруг стола, не слушается родителей и так далее. Мало того, он договорился с родственниками, и они стали звонить и спрашивать: «Игорь, ты слышал передачу?» Разумеется, я был потрясен». Когда рыдающего в подушку сына пришла успокаивать мать, он спросил: «Мама, а Сталин в Кремле тоже слышал?» И после этого долго был как шелковый.

Прямо перед войной отец актера защитил докторскую диссертацию и имел «бронь» от призыва. Но в первые же недели войны он четырежды являлся в военкомат с требованием отправить его в действующую армию. И в конце концов был отправлен на фронт командиром саперной части.

Через год Владимир Ильич Кваша пропал без вести под Ленинградом. И только спустя много лет после войны стало известно, что он попал в плен и был расстрелян немцами.

Хулиганская юность, двоеженство и любовь зрителей: к 90-летию Игоря КвашиФото: Матвеев Эмиль/ТАСС

Хулиганская юность и увлечение театром

Сам Игорь Кваша хорошо запомнил и войну, и первые бомбежки. Он рассказывал: «Помню, ночью все сидели в бомбоубежище, а я потихоньку улизнул наверх. Увидел столбы света от прожекторов, ревущие самолеты в небе, взрывы бомб. Одна из них угодила прямо в соседний дом».

Первого сентября мальчик не пошел в первый класс, а отправился в эвакуацию в город Ленинск-Кузнецкий. Туда в полном составе отправляли детский сад, в который ходил Игорь, преобразовав его в интернат. Предполагалось, что дети уезжают без родителей, но мама Игоря ни в какую не хотела отпускать сына одного, и в последний момент устроилась работать в тот же детсад. Поэтому в эвакуации они были вместе. Игорь хоть и жил в интернате, но мама была тут же, рядом.

Актер рассказывал, что в городе Ленинск-Кузнецкий он больше всего мечтал убежать на фронт – стать сыном полка и «бить фрицев». «Мы с друзьями даже добрались до вокзала, присмотрели себе эшелон, направлявшийся в западном направлении, и тут нас поймали».

Через полтора года они с матерью вернулись в Москву, в свою пустующую квартиру на Арбате. Мальчик пошел в школу, а мама боролась за выживание, поскольку жилось голодно, и ее крошечная зарплата не позволяла покупать достаточно продуктов. Она часто ездила по деревням – обменивала одежду и другие вещи на провизию. Предоставленный себе, Игорь Кваша рос драчуном и головорезом. Вся жизнь его проходила во дворе, где вместе с окрестной шпаной он держал в страхе сверстников, выплавлял свинцовые битки, взрывал патроны и вел самую что ни на есть вольную хулиганскую жизнь. Тем более что Арбат в военные, а тем более в послевоенные годы был одним из самых криминальных районов Москвы.

Из блатной компании его вытащила мама. Несмотря на тяготы военного и послевоенного быта, она постоянно боролась за сына, прививая ему любовь к литературе и театру. «Все эти годы мама меня водила по разным театрам, я их очень полюбил, – рассказывал в одном из своих интервью Игорь Кваша. – Насколько я помню, сначала я стал читать стихи Маяковского на школьных вечерах, и, видно, делал это неплохо, потому что меня всегда заносили в список выступающих. А когда мне кто-то сказал, что в Доме пионеров есть театральная студия, я решил пойти туда. Между прочим, был жесточайший конкурс, многих отсеивали. Но меня взяли. И от улицы, и от других ошибок в жизни меня спасло увлечение театром. Потому что довольно быстро оно стало для меня самым главным. В студии я пропадал сутками – мы занимались техникой речи, голосом. Было очень интересно».

«Современник» как судьба

После получения аттестата Игорь Кваша поступил в Школу-студию МХАТ. Актер рассказывал: «Когда пошел поступать, у меня даже не было костюма, пришлось просить у соседа. И я еще прилично выглядел, а некоторые поступавшие приходили в шинелях». На одном курсе с ним учились Галина Волчек, будущий режиссер Петр Фоменко, актриса Ирина Скобцева и другие будущие знаменитости. Причем курс был самым неуемным и хулиганским во всем училище.

Игорь Кваша вспоминал: «У нас была веселая компания, мы фонтанировали розыгрышами, шутками. Например, могли в троллейбусе прокатиться в одних трусах, элегантно перекинув отутюженные брюки через плечо. Но мы учились по 10-12 часов в день, и любая свободная минута использовалась на 300 процентов. Мы вырывались и куролесили, выделывая черт-те что! А потом, когда Олег Ефремов стал преподавать на нашем курсе, мы делали дипломный спектакль, сдружились с ним и были одержимы идеей создания театра «Современник». Да, мы очень весело жили, но самым главным в жизни стал наш театр, создание которого в то время было невозможно».

Действительно, много десятков лет подряд театры создавались только по распоряжению сверху, никакие инициативы снизу не то что не приветствовались, а просто не имели права на существование. По ночам Игорь Кваша и его друзья актеры тайно собирались в студии и репетировали до рассвета, а потом расходились по театрам, в которых работали. Первым спектаклем, который поставили театральные бунтари, стала вышедшая в 1956 году постановка по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», которая позже легла в основу фильма «Летят журавли». Премьера прошла тайно, ночью. Зрителями первого спектакля будущего «Современника» стали студенты МГУ и МАИ. Несмотря на позднее начало, набился полный зал. Играть закончили к четырем утра. Но и после этого зрители не разошлись. Получилось что-то вроде стихийного митинга. «Нам говорили: «Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!» – вспоминал Игорь Кваша.

Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, потом – на сцене самого МХАТа. Лишь в 1961 году «Современник» получил свое собственное здание.

Всю свою жизнь Игорь Кваша гордился тем, что был причастен к созданию театра «Современник». Здесь он прослужил более 55 лет и сыграл великое множество ярких ролей. Среди последних такие, как Фальстаф в «Виндзорских насмешницах», папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад», Гаев в «Вишневом саде», Лестер в спектакле «Играем Шиллера!», Степан Верховенский в «Бесах», Чебутыкин в «Трех сестрах» и другие.

Игорь Кваша выступил и качестве театрального режиссера. Совместно с Олегом Ефремовым он поставил «Сирано де Бержерака», а затем самостоятельно – спектакли «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Кот домашний средней пушистости» и другие.

Невероятная сплоченность команды «Современника» вошла в легенды. Известна история, как вся труппа отказалась ехать на гастроли за рубеж, поскольку Квашу и Гафта отказались выпускать из страны (оба считались неблагонадежными). «У меня вообще было много друзей среди диссидентов – Некрасов, Галич, Войнович, Аксенов, – рассказывал впоследствии Игорь Кваша. – В тот раз я оказался невыездным после того, как общался в Париже с Виктором Некрасовым».

Когда труппе театра «Современник» предложили заменить Квашу и Гафта другими актерами, Галина Волчек, тогда уже ставшая руководителем театра, собрала коллектив и прямо сказала: «Понимаю, как вы мечтали об этой поездке. Двух наших товарищей не пускают. Давайте вместе решим, что будем делать». И коллектив в полном составе отказался от поездки. Игорь Кваша вспоминал: «Это был чудовищный скандал! Ведь за срыв гастролей советская власть должна была выплатить огромную неустойку».

Хулиганская юность, двоеженство и любовь зрителей: к 90-летию Игоря КвашиФото: Матвеев Эмиль/ТАСС

Как актер стал двоеженцем

В среде актеров Игорь Кваша был известен как однолюб. Более 50 лет он прожил в счастливом браке со своей женой Татьяной. Они были очень гармоничной парой. Тем не менее, когда они сыграли свадьбу, он был еще не разведен и находился в официальном браке со своей первой женой. Так что фактически стал двоеженцем.

Дело было так: первый раз Игорь Кваша женился еще на первом курсе. Его избранницей стала Светлана Мизери – подруга детства, с которой они вместе посещали театральный кружок при дворце пионеров, а потом вместе поступили в институт. Однако уже на втором курсе их брак распался. После этого в течение нескольких лет Кваша ходил фактически в холостяках, хотя и не был официально разведен.

Со своей второй женой Татьяной актер познакомился в 1956 году. Точнее, их познакомила подруга Кваши Галина Волчек, которая изо всех сил пыталась устроить его личную жизнь. Летом 1956 года Волчек пригласила приятеля поехать с ней в Коктебель, где проходили съемки картины «Дон Кихот». Артист был свободен и с удовольствием согласился. «Галя Волчек все время хотела меня женить, – вспоминал актер. – Я был свободен, гулял по Коктебелю, собирался уехать. А Галя говорит: Не уезжай. Должна приехать совершенно замечательная девочка. Это как раз для тебя, ты увидишь. Она тебе понравится».

Татьяна приехала в Коктебель на отдых с мамой и отчимом. Когда за девушкой стал ухаживать актер, они только диву давались тому, так скоро развиваются события. «Он был очень обаятельный, а главное – умный, этим и покорил меня, – вспоминала впоследствии Татьяна. – Я сразу и не поняла, что он еще хорош собой, не разглядела его ярко-голубых глаз».

Когда актеру пришлось срочно уехать в Москву, то он твердо решил жениться на своей Татьяне. Встретив ее на вокзале, он немедленно сделал ей предложение – прямо в метро. Правда, официально развестись он так и не успел. Это заняло некоторое время. Поэтому свадьбу они с Татьяной сыграли дважды. Первый раз – неофициальную, как старт семейных отношений. А второй раз – когда расписались. К тому времени Татьяна уже ждала ребенка.

Вместе они прожили длинную и счастливую жизнь, хотя Татьяна была очень далека от театра: она стала врачом-рентгенологом. Сына Игорь Кваша назвал в честь отца – Владимиром.

Король эпизода, или Почему у актера нет главных ролей в кино

Несмотря на блестящую театральную карьеру, всесоюзную популярность актеру принесли все же работы в кино, включая такие звездные, как бургомистр в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» и капеллан в «Человеке с бульвара Капуцинов».

Его снимали не слишком много, но популярность актера неуклонно росла. «Похождения зубного врача», «Достояние республики», «Жребий», «Бегство мистера Мак-Кинли», и, наконец, «Соломенная шляпка». Исполненная актером роль гневливого, страстного и одновременно комичного любовника-гусара стала украшением фильма.

К сожалению, случилось так, что главных ролей Игорю Кваше не предлагали. Возможно, опасались, что фильм с опальным актером не пойдет в прокат, а ляжет на полку. Так произошло с несколькими фильмами, в которых снялся Кваша. Но каждый зритель в нашей стране знает, как убедительно, искрометно и веско он играл роли второго плана. В 1978 году актер получил звание народного артиста РСФСР.

Игорь Кваша не раз играл исторических личностей: Маркса, Свердлова, Сталина. В роли Сталина Кваша снялся в четырехсерийном телефильме «Под знаком Скорпиона» и в сериале «В круге первом». Он ненавидел сталинизм и считал важнейшим делом жизни – играть Сталина. Причем играть так, чтобы у зрителя мурашки бежали по телу, и кровь застывала в жилах.

С 2000 года более 10 лет Игорь Кваша работал ведущим телевизионной программы «Жди меня». Миллионы зрителей смотрели программу в первую очередь из-за него, ведь актер буквально покорил сердца зрителей душевным теплом, искренностью и почти родственным отношением к каждому герою программы. Это был крайне важный для актера проект, и истории людей, искавших друг друга, он действительно принимал очень близко к сердцу. Тем более что всю жизнь искал следы своего собственного отца, погибшего на фронте. Игорь Кваша помнил до десяти тысяч историй героев программы, среди которых встречались просто невероятные. Никакой драматург такого не выдумает, говорил Кваша.