"Есть сценическая задача, а остальное меня не волнует". Актриса инклюзивного театра о жизни на сцене и за её пределами

Её любовь - театр, а жизнь - спектакль, в котором она играет главную роль. Анастасии Титовой 22. Девушка привыкла ставить амбициозные цели и добиваться их, несмотря на серьёзную травму позвоночника. Учиться одновременно в университете и колледже, постигать театральный мир как актриса и как режиссёр. Мы поговорили с Анастасией об уверенности в себе, выступлениях в Самаре и в Каннах, а также о режиссуре в инклюзивном театре. - Настя, ты помнишь, когда впервые побывала в театре? - На какие только спектакли мы не ходили с мамой, когда я была ещё совсем маленькой. Поэтому не помню, конечно (улыбается) . - Какие впечатления на тебя производили эти походы? - Мне было очень интересно, как что сделано. Смотришь спектакль и спрашиваешь: "Мам, а из чего эта декорация?", "Из чего вот это сшито?", "А вот это что они делают?". То есть меня интересовало, как устроен театр изнутри. - А когда в твоей собственной жизни появился театр? - Я занимаюсь театром с девяти лет. Но прямо осознанная любовь к нему у меня появилась в подростковом возрасте. О том, чтобы выступать самой, я никогда не задумывалась. Это мама меня в девять лет отдала в театр "Преодоление" (театр для детей с ограниченными возможностями, - прим. ред.) . А ближе к девятому классу я поняла, что хочу развиваться в направлении режиссуры. - Был ли у тебя когда-нибудь страх сцены? - Страх сцены был у мамы (смеётся) . У меня его никогда не было. Для меня это то же самое, что с игрушками дома поиграть, как девчонки играют в куклы. Меня нарядили, и я Мальвина! Я никогда не боялась, что на меня смотрит зал. Там же всё равно темно! Софиты светят, что я там вижу? У меня есть сценическая задача, и мне её надо выполнять. Остальное меня уже не волнует. - Ты производишь впечатление уверенного в себе человека. Бывают моменты, когда на смену уверенности приходит рефлексия? - Ой, раза два в месяц точно, а то бывает и затягивается на несколько месяцев. Например, такое было, когда я поступала в университет и меня не взяли на режиссуру. Просто отказались брать документы. И этот момент неуверенности, извините, довёл меня до того, что я два месяца не могла говорить и неделю мне ничем не могли сбить температуру 39,5. Но меня это очень многому научило. Сейчас уже я стараюсь так сильно не реагировать на неприятности. Зачем это было? Я просто взяла и выпустила свои силы и здоровье в никуда, непонятно кому и зачем. После той пневмонии я даже сейчас полностью не восстановилась. Поэтому я учусь никак не реагировать на подобные вещи, игнорировать эту неуверенность и то, что её вызывает. Свои силы можно потратить более продуктивно - на творчество, на сестру, на себя, на работу, на общение с ребятами в "Планете друзей" (Анастасия - актриса театральной мастерской имени Саши Волгина общественной организации "Планета друзей", - прим. ред.) . - Как ты ощущаешь себя в коллективе театральной мастерской имени Саши Волгина? - Мне очень нравится наш коллектив. С ребятами мне очень комфортно работать, они очень органичные, всегда, что называется, "в моменте". Они не думают на сцене "Как на меня посмотрят?", "Как я сейчас выгляжу?", "А нравлюсь ли я сейчас?". Они просто играют так, как они чувствуют. Я обожаю наши репетиции! Мне нравится и играть, и смотреть, как ставится спектакль. Я наблюдаю за нашими руководителями Егором Александровичем и Игорем Владимировичем (Егор Уланов и Игорь Костин - актёры Омского академического театра драмы и режиссёры в театральной студии имени Саши Волгина, - прим. ред.) , смотрю, как они общаются с ребятами, как выстраивают репетицию, ставят задачи. Год назад я получила диплом режиссёра в колледже культуры и искусства, и для меня сейчас очень ценно перенять опыт людей, которые в этом профессионалы. Мне важен взгляд 360 ° на театр, и здесь это получается. - Какой театральный жанр тебе ближе? - Для меня не важно, в какой форме произведение, главное, чтобы было о чём подумать после. Чтобы что-то в тебе поменялось, ты о чём-то задумался и, возможно, начал что-то делать по-другому. Люблю философские вещи. Вот вы видели нашего "Ивана Царевича" ? Ведь хороший же спектакль, есть о чём подумать и юмор жизненный. Мне не нравится, когда всё совсем серьезно, когда уходят в проблему и начинают угнетать. Я так не люблю, и особенно это не работает в инклюзивном театре. В нашем случае надо более оптимистично смотреть на вещи. Здорово, когда серьёзные жизненные вещи преподносятся с таким очень метким юмором. - Ты видишь себя в будущем театральным режиссёром? - Знаете, это будущее уже потихоньку настаёт. В театре "Преодоление", где я была актрисой с девяти лет, сейчас я помощник режиссёра. Недавно были мои первые репетиции в этой должности. Там у нас только набирается новый коллектив. Мне нравится наблюдать, как приходят новые люди и только начинают пробовать театр на вкус. Как они мыслят, чем живут. В дальнейшем мы с руководителем театра будем продумывать, какой репертуар им подойдёт, что мы можем с ними сделать интересного, так, чтобы раскрылся каждый. Прежде чем думать, что хочешь ставить, нужно думать с кем. Надо знать каждого человека и то, как он может проявить себя в материале. - Какой момент на сцене для тебя самый незабываемый? - Самый значимый для меня год - 2014-й. Мне было 14 лет, и у нас с театром "Преодоление" был большой концерт. Тогда в зале сидела Татьяна Синюгина, руководитель фонда "Дитя Вселенной" (фонд по поддержке детей с особыми возможностями, - прим. ред.) . Татьяна Ивановна пригласила меня поучаствовать в фестивале, который организовывал фонд. Сначала был отборочный тур в Омске, потом полуфинал в Москве, а финал проходил во Франции в городе Канны. Мы выступали на площадке, где проходит Каннский кинофестиваль. Вот это было, пожалуй, самое яркое и значимое выступление в моей жизни. Побывать в таком месте, куда попадают самые избранные. Я представляла свой коллектив и показывала миниатюру по мотивам сказки омского прозаика Евгения Вальса "Пуговица". Я помню момент, когда мы прибыли в Ниццу, стоим, ждём автобус, а нам звонит папа из Омска и говорит: "Слушайте, вы забыли медведя". А без этого медведя сказка теряет смысл полностью, а значит, меня можно спокойно снимать с программы и ехать назад. Ни одно моё выступление не было на такой грани срыва! Нам пришлось кататься по всему городу и на ломаном английском объяснять, что нам нужен игрушечный медведь. Слава богу, нас поняли. Как-то через переводчик, заикаясь, вспоминая на ходу времена и предложения, нам удалось объяснить. Наверное, в тот момент мой английский с уровня "ниже среднего" сразу поднялся на "продвинутый" (смеётся) . На самом деле, ярких моментов было очень много. Например, в октябре прошлого года мы с "Планетой друзей" ездили в Самару на фестиваль представлять наш спектакль "Иван Царевич и серый волк". Самара мне очень понравилась, красивый и чистый город. Особенно понравился театр "СамАрт", в котором мы выступали. Это единственная площадка, на которой я могла передвигаться без препятствий. Там даже на сцену подниматься не нужно. Взять любую сцену - она всё равно имеет какую-то высоту, на ней есть ступеньки, и чтобы туда забраться, нужен подъёмник. А там сцена на уровне пола и растёт в глубину. И очень понравилось, что в театре везде лифты. Всё было очень доступно, спокойно. Нас очень тепло приняли, все были доброжелательны, чуть ли ни на каждом шагу кто-то сопровождал и спрашивал, чем помочь. Я помню, как извинялся таксист за то, что он опоздал, потому что хотел помыть машину перед тем, как нас забрать. Это конечно было необязательно, но приятно, когда понимаешь, что к твоему приезду реально готовились. Я очень часто вспоминаю эту поездку, и когда вижу по телевизору Самару, смотрю и подмечаю, где в городе уже побывала и куда ещё хочу сходить. - Настя, что тебе даёт театр? - Это настолько давно и прочно вошло в мою жизнь, в кровь, что для меня театр уже на уровне естественных потребностей. Я не вижу, что я могу в чём-то другом реализоваться. Например, помимо того, что я занимаюсь театром, я параллельно зарабатываю интернет-маркетингом. Это тоже работа на зрителя, независимо от того, видим мы его или нет. Он-то нас видит, и его нужно как-то завлечь. Блогеров много и все хотят зацепить зрителя, но не все умеют это делать. Нужно не просто накидать пять-шесть картинок и подписать "занятия с репетитором по такому-то предмету, подписывайся". Это не интересно, не цепляет. Нужно рассказать историю. Когда ты знаешь законы драматургии, тогда проще всё выстраивать - и рекламу, и контент. Все люди мыслят историями. Если это понять, будет гораздо проще взаимодействовать с аудиторией. Видите, даже занимаясь далёким от театра делом, - продвижением в интернете - я привязываю к нему театр. Просто не могу я без этого и всё! Если я не могу к какому-то делу привязать театр, понять, как это можно сделать по-театральному, я просто его не буду делать. Я займусь чем-нибудь другим, на худой конец, посплю, только не мучить себя. Если не через театр, то надо оставить это кому-то другому (улыбается) . - Что бы ты сказала людям с ограниченными возможностями, которые боятся сделать первый шаг и пойти навстречу своей мечте? - А чего они боятся-то? Боятся получить удовольствие от того, что они делают? Или боятся получить кайф от жизни? Ну, это глупо. - Боятся быть непринятыми... - Никогда они не будут приняты всеми. Ну, серьезно. Просто найдите себе человека, на которого вы бы хотели равняться, кто мотивирует вас. Найдите себе дело, которое вам нравится. Если человек чего-то хочет, он это делает, а если сидит и боится, то он этого не хочет по-настоящему. Вы думаете, меня везде принимали? Например, в колледже культуры были единицы людей, которые со мной разговаривали, просто как со взрослым человеком. Мало кто видел во мне человека, который хочет учиться, а не просто занимает место. Мне было не то, что обидно, мне было даже страшно какое-то время. А сейчас я думаю: "Зачем так реагировать? Что они могут решать в моей жизни?". Вот я такой человек, который если чего-то хочет, его не сдвинуть, не переубедить и не заставить не делать. Нужно просто что-то попробовать и постараться найти то, чему вам не жалко будет посвящать всё свое время. Днём, вечером, ночью - неважно. То, что даёт ощущение, когда тебе хорошо. И получать от этого удовольствие. - О чём ты сейчас мечтаешь? - О том, чтобы всё, что я уже начала делать, получилось. Чтобы в нашем коллективе театра "Преодоление" подобрались такие ребята, которые будут так же гореть, хотеть выступать на сцене, с которыми мы в будущем поставим полноценный спектакль. Чтобы было больше людей в моём окружении, которые хотят развиваться в направлении театра, хотят раскрываться, учиться, выступать, работать над собой и над общим делом. И чтобы все идеи, которые я сейчас только расписываю, наконец, сформировались и воплотились с электронного экрана во что-то живое. Фото: Елизавета Медведева

"Есть сценическая задача, а остальное меня не волнует". Актриса инклюзивного театра о жизни на сцене и за её пределами
© Омск Здесь