Спектакль "Отец" стал заметным культурным событием Уфы

В Национальном молодежном театре им. М. Карима состоялась премьера семейной драмы "Отец" по пьесе Максима Горького "Последние", вызвавшая неоднозначную реакцию публики. Она ожидаемо варьировалась от восхищения до полного неприятия.

Спектакль "Отец" стал заметным культурным событием Уфы
© Российская Газета

Спектакль, созданный Денисом Хуснияровым в содружестве с художником-постановщиком Александром Моховым, художником по костюмам Марией Лукка, художником по свету Игорем Фоминым (все - из Санкт-Петербурга), - стильное театральное произведение с четко выраженным режиссерским видением. Хоть сейчас вези его на театральный фестиваль, и незамеченным он там не пройдет.

Воспринимать его без должной театральной закалки непросто. Действие нарочито растянуто, в нем много пауз. Не в силах выдержать заданный темпоритм, а вовсе не от отсутствия интереса, в антракте многие ушли, а, одеваясь, спрашивали у гардеробщиц: "Не знаете, чем там заканчивается?"

Фото: Пресс-служба НМТ им. М. Карима

Спектакль - о взаимоотношениях в семье Коломийцевых, состоящей из семи абсолютно разобщенных "я". Семье, где живут Вера, Надежда, Любовь и мать их София и где одно поколение безжалостно ломает другое.

Их жизнь протекает в период между двумя русскими революциями, на сломе эпох, отразившихся на всем обществе и семье как его ячейке. Любви здесь нет, теплится она разве что между младшими - Верой (Эвелина Завричко) и Петром (Влад Нурисламов). Они есть "последние", которые могут стать такими же, как родители, привычными ко лжи, неприязни и иждивенчеству. Или не стать, если сумеют развить лучшие свои качества, еще не разъеденные "свинцовыми мерзостями дикой русской жизни".

Каждого взрослого можно описать кратко. Отец - Иван Коломийцев (Ренат Фатхиев) - семейный деспот. Мать (Лада Николаева) - "серая мышь", с которой никто не считается. Даже ее покаянное: "Простите, дети, что я вас родила!" - оценивается как "трагический балаган". Брат отца Яков (Дмитрий Гусев), в доме и на деньги которого все живут, из-за болезни тоже не борец. Но вот уж кто не тонет ни в какие времена благодаря "умению жить", так это старшая дочь Надежда (Карина Фат-Ярмеева) и ее муж Лещ (Асхат Накиев). Надежда, как и ее старший брат Александр (Ильяс Хасаншин), - прожигатели жизни, которых интересуют только они сами.

Одна надежда на "последних", которые еще чутко реагируют на зло ("Сердце умирает сразу, с первого удара!), догадываются, что в семье все должно быть иначе ("Однако вы, отцы и матери, ужасно легко и просто играете детьми") и осознают свою ответственность ("Мы хотим знать, что вы делаете, мы должны понимать это, на нас ложатся ваши ошибки!").

Фото: Пресс-служба НМТ им. М. Карима

Чтобы показать в "отцах и детях" их суть, во втором акте режиссер помещает каждого в раму - в дверной проем, подсвеченный светодиодной лентой.

На протяжении всего спектакля у края сцены, ни разу на нее не поднявшись, копошится нянька Федосья (в высшей степени профессионально сыгранная Ольгой Мусиной). Большинство зрителей ее не видит, но все слышат песни, прибаутки и комментарии, которыми она сопровождает происходящее. Нянька - некая константа, воплощение души народа, нравственный камертон, задвинутый в темные времена куда подальше - в прямом и переносном смысле.

Несмотря на долгую работу над спектаклем, не все задумки на премьерных показах удалось реализовать. Например, часть зрителей планировалось разместить на сцене, но не получилось, и для многих осталось загадкой: почему актеры произносят текст, стоя спиной к залу.

Спектакль сложно оценить, посмотрев лишь раз, так много в нем символов, режиссерских решений, да и актерам нужно время, чтобы глубже вжиться в образы.

Фото: Пресс-служба НМТ им. М. Карима