Суд отобрал трех сыновей у многодетных родителей из омского села

Тарский городской суд вынес решение по резонансному делу о лишении родительских прав жительницы села Чекрушево Надежды Привалихиной и ее супруга Виктора Вшивкова. Органы опеки требовали отобрать у молодых родителей троих сыновей - пятилетнего Илью, трехлетнего Богдана и 10-месячного Сашеньку.

Суд отобрал трех сыновей у многодетных родителей из омского села
© Российская Газета

Накануне заседания Надя и Витя не спали всю ночь. Днем к ним приезжали представители органов опеки - составить новый акт обследования жилищных условий. Старшие Илья и Богдан буквально вцепились в мать и не отходили от нее ни на шаг. Перепугались, что их вновь увезут из дома чужие люди.

- Я просто не представляю, что с нами будет, если больше никогда не увидим наших мальчишек, - тихо говорит Надежда.

Детей отобрали. По решению судьи Натальи Казаковой, обоих родителей ограничили в правах, оба должны выплачивать сыновьям алименты - половину дохода. Мальчиков немедленно передали опеке. Их разлучат, так как 10-месячный мальчик нуждается в лечении (он страдает косолапием) и не может находиться в тарском учреждении - его передадут в Омск. Родители не смогут его навещать - им надо работать, чтобы платить алименты. Жизнь семьи разрушена.

Через полгода родители могут подать в суд, потребовав снять ограничения. Но даже эти шесть месяцев, считают специалисты, губительно отразятся на психике как родителей, так и детей.

- По факту суд наказал не родителей. Наказали детей, - считает руководитель общественной ассоциации по защите интересов семьи "ДОМ" Алеся Григорьева. - Никто не подумал о том, что будет с тремя малышами, после того как их вновь лишат матери. Все эти три месяца ребятишки практически беспрерывно болели. А когда они только начали приходить в себя после стресса, успокоились, пошли в детский сад - их вновь ждет разлука. Как они ее перенесут? Как она отразится на их психике? Эти обстоятельства только ухудшат жизнь семьи, которую необходимо просто было поддержать в сложной жизненной ситуации, а не разрушать.

На протяжении нескольких месяцев за резонансным процессом в Таре наблюдала вся страна. Общественные, родительские и православные организации просили местных чиновников прислушаться к голосу разума и сохранить многодетную семью. Главе Тарского района Евгению Лысакову рекомендовали отозвать иск и взять Вшивковых под патронаж. Да, Надя и Витя не были идеальными родителями. Но они изменили свое поведение. Они любят своих детей, могут и готовы их воспитывать самостоятельно.

- У Вшивковых наблюдается выраженный интерес к своей семье, они активно включаются в деятельность, прислушиваются и исполняют рекомендации по воспитанию и развитию детей. Родители соблюдают правила проживания, поддерживают порядок в комнате, самостоятельно обеспечивают уход за детьми, - так характеризуют маму и папу в Центре поддержки семьи, где они прожили почти месяц.

Аппарат Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Марии Львовой-Беловой дал администрации Тарского района настоятельные рекомендации об организации эффективной профилактической работы с семьей и оказании необходимой помощи в сохранении семьи. Но чиновники к ним не прислушались. Мария Львова-Белова была вынуждена лично подать в Тарский городской суд ходатайство о вступлении в процесс в качестве третьего лица. Детский омбудсмен обратила особое внимание на то, что профилактическая работа с семьей не велась и не организована в настоящее время.

Даже глава региона Александр Бурков не смог объяснить, почему администрация Тарского района игнорирует рекомендации детского омбудсмена

Прокурорская проверка также отметила ненадлежащее оказание медико-социальной помощи, неполноту профилактической работы опеки с семьей и непринятие мер по возможности организовать предварительную опеку со стороны близких родственников. И по этим причинам главе Тарского района, руководителю КЦСОН "Надежда", начальнику ОМВД России по Тарскому району, главному врачу Тарской ЦРБ, заведующему Чекрушанским детским садом были внесены представления.

Но чиновники не понесли никакой ответственности за допущенные нарушения. Напомним, 2 ноября тарские органы опеки и попечительства отобрали у Нади троих детей: мать крепко спала, а в доме был беспорядок, и ранее она уже привлекалась за неисполнение родительских обязанностей - дети играли на улице одни.

8 ноября глава Тарского района Евгений Лысаков подписал постановление о внесении в банк опекунов - влиятельной 47-летней дамы, топ-менеджера из Екатеринбурга, и ее 29-летнего супруга. А 11 ноября другое постановление - уже о передаче им восьмимесячного Сашеньки. Малыша разлучили с родными братьями и тайком отдали чужим людям в Екатеринбург - до решения суда. Между тем у семьи имеется множество кровных родственников в Тарском районе. Только в селе Чекрушево проживают мать Нади Привалихиной, ее бабушка и семеро родных тетей и дядей. Но никому из них опеку над детьми не предложили. По данным регионального Минобра, в очереди перед опекунами из Екатеринбурга стояло еще шесть семей. Но оформить предварительную опеку над малышами не предложили и им.

Только благодаря вмешательству "Российской газеты" и общественников ребенка удалось вернуть в Тару. Как выяснилось, ненадолго.

- Должностным лицам органов опеки Тарского района назначено наказание в виде выговора, указано на недопущение в дальнейшем подобных нарушений, - ответил корреспонденту "РГ" заместитель председателя правительства Омской области Олег Заремба.

Этим и ограничились. Коррупционную составляющую и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в этом резонансном деле просто не замечают.

Пока шел судебный процесс, корреспондент "РГ" буквально обила все пороги омских вице-губернаторов, руководителей фракций, депутатов Заксобрания региона и других высокопоставленных чиновников с просьбой помочь детям. Но все они заученно отвечали: "У нас нет никаких мер воздействия на главу Тарского района".

Губернатор Омской области Александр Бурков также не смог объяснить корреспонденту "РГ", почему администрация Тарского района игнорирует рекомендации детского омбудсмена.

Между тем это уже не первый случай, когда работа органов опеки в Омской области вводит в оторопь всю страну. Полтора года назад "РГ" и общественникам удалось отстоять сироту Люду Киселеву, у которой пытались отобрать новорожденную дочь Мирославу. Чиновники утверждали, что бывшая детдомовка не имеет "необходимых навыков самообслуживания", при этом ничем молодой маме не помогли. Тогда на защиту Люды встала бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова. Она заявила, что одна из самых больших тревог по итогам проверки региона - деятельность органов опеки и попечительства. Кузнецова заявила, что эта структура в Омской области должна быть реформирована.

- Договорились с губернатором, что в Омской области будет запущена реформа органов опеки с пересмотром ее соподчиненности, программ подготовки специалистов. Но самое главное - подходов! Опека должна опекать, помогать, а не упекать детей в детдома, - заявила Анна Кузнецова.

Однако, как выяснилось, сотрудники муниципальных органов опеки в Омской области по-прежнему подчиняются исключительно главам районов. Как пояснил губернатор Бурков корреспонденту "РГ", обещанную реформу опеки с пересмотром соподчиненности в регионе посчитали нецелесообразной.