Операторы и спасатели о том, как помогают в свободное время и находят подход к пострадавшим

<p style="text-align: justify;">Операторы Службы 112 Москвы проживают одну жизнь, но спасают — намного больше. Делают они это не только принимая экстренные вызовы по единому номеру, но и за пределами стен учреждения. Оказание помощи — неотъемлемая составляющая профессии спасателя. О том, какие необычные методы для взаимодействия с самыми маленькими пострадавшими находят сотрудники Пожарно-спасательного центра — в нашем материале.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Добро ни уходит в отпуск</strong></p> <p style="text-align: justify;">Екатерина Крыштак — главный специалист отдела приёма и обработки экстренных вызовов Системы 112, девушка трудится в учреждении более шести лет, сейчас в её обязанности входит контроль качества работы операторов дежурной смены. Екатерина — выпускница Технического пожарно-спасательного колледжа им. Героя РФ В.М. Максимчука и студентка второго курса Московского психолого-социального университета.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">Девушка была на втором курсе колледжа и только начала проходить обучение по оказанию первой помощи, когда с ней произошёл случай, потребовавший принятия жизненно важного решения. Екатерина ехала после занятий домой, как вдруг в вагоне метро у человека, находящегося рядом с ней, начался приступ эпилепсии.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Скажу честно, сначала растерялась и не знала, что мне делать. А так как я была в форме, казалось, будто все смотрят именно на меня в надежде, что я помогу. Собравшись, я подошла к мужчине, уверенно перевернула на бок — это нужно сделать, чтобы человек не захлебнулся. После чего вызвала скорую. На следующей станции мне помогли вынести пассажира на платформу, где я осталась дожидаться врачей»,</strong> — рассказала героиня.</p> <p style="text-align: justify;">Как отмечает оператор, с этого момента в её жизни начали происходить события, где она должна была применить знания и навыки оказания экстренной помощи.</p> <p style="text-align: justify;">Однажды Екатерина шла по улице и стала свидетелем происшествия: девушка переходила дорогу на красный сигнал светофора, и её на большой скорости сбила машина.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Я тут же кинулась к ней, увидела, что она находится в полубессознательном состоянии и сильно травмирована. Нужно было остановить кровотечение, и я начала думать, из чего можно сделать жгут: в голове перебирала возможные варианты, хорошо подошёл бы ремень, но его у меня не было, поэтому использовала часть своей одежды. Пострадавшая не понимала, что происходит и где она. Я старалась её отвлечь, задавала вопросы, чтобы девушка оставалась в сознании. Вскоре приехали медики, и женщину госпитализировали в больницу»,</strong> — вспоминает работница Системы 112.</p> <p style="text-align: justify;">Даже на отдыхе оператор сталкивается с ситуациями, где кому-то нужна помощь, и, конечно, не остаётся в стороне.</p> <p style="text-align: justify;">«Тонет! Тонет! Давайте быстрее!», — вдруг закричали на берегу моря одного из курортов Абхазии. Екатерина сразу же осмотрелась и увидела, как из воды вытаскивают мужчину.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Кто-то из отдыхающих предложил провести сердечно-лёгочную реанимацию. Но зачем? Сердце билось и пульс прослеживался, надо было только освободить лёгкие от воды. Вместе с другими людьми мы перевернули человека на бок, немного приподняв. Из него естественным путём вышла жидкость, и он сразу же пришёл в себя. Мы дождались приезда скорой, которая забрала спасённого в больницу, и тогда я с чувством выполненного долга пошла отдыхать дальше»</strong>, — рассказала Екатерина.</p> <p style="text-align: justify;">И это далеко не все примеры из жизни Екатерины Крыштак. Экстренная ситуация зачастую связана с негативными эмоциями и переживаниями, но сталкиваясь с ними девушка научилась спокойно и рационально реагировать, оперативно находить и принимать правильные решения.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Неожиданные спасённые</strong></p> <p style="text-align: justify;">Магомед Тажудинов — старший специалист по приёму и обработке экстренных вызовов, юноша трудится в Службе 112 Москвы более года и уже курирует группу операторов-стажёров, проходящих профессиональную переподготовку. Также Магомед — учащийся 4 курса Технического пожарно-спасательного колледжа им. Героя РФ В.М.Максимчука.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">Юноша гулял с друзьями на Ленинском проспекте после учёбы, как вдруг стоящий на обочине автомобиль резко вспыхнул. Ребята, будущие огнеборцы, не задумываясь, побежали к месту возгорания.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Мы были в форме, видимо, поэтому хозяин авто обратил на нас внимание и попросил о помощи. Я спросил, остались ли в машине люди или животные. Он сказал, что нет, но в транспортном средстве хранились важные документы. Огнём был охвачен весь капот, салон был сильно задымлен. По неопытности, на эмоциях, я залез в машину, открыл бардачок и «спас» оставленное там имущество. Сейчас я понимаю, что так делать ни в коем случае нельзя, это очень рискованно»,</strong> — предупреждает Магомед.</p> <p style="text-align: justify;">Самым правильным в такой ситуации было бы отойти на безопасное расстояние и вызвать пожарных. Но тогда молодой человек с товарищами решил позаимствовать у водителей проезжающих мимо автомобилей огнетушители.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«С возгоранием мы успешно справились. Мне на тот момент было всего 16 лет»,</strong> — добавил герой.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Проживая одну жизнь — спасать тысячи</strong></p> <p style="text-align: justify;">Александр Колягин — старший специалист по приёму и обработке экстренных вызовов и курсант Технического пожарно-спасательного колледжа им. Героя РФ В.М. Максимчука.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">Александр возвращался домой с работы и, поднимаясь по лестнице, услышал крики о помощи.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Прислушался. Оказалось, что это одинокая пенсионерка с четвёртого этажа. Она инвалид и нечасто выходит на улицу. Я вызвал экстренные службы, позвонив по номеру «112». Приехали спасатели и проникли в помещение — выяснилось, что женщине требовалась медицинская помощь. После осмотра соседку госпитализировали в больницу для дальнейшего обследования. А когда её выписали, она пришла поблагодарить меня и подарила шоколадку. Это было очень трогательно и приятно. В этот момент меня окутало непередаваемое чувство, что я сделал что-то важное»</strong>, — поделился своей историей Александр.</p> <p style="text-align: justify;">Молодой человек считает, что, проживая одну жизнь, можно спасти тысячи других, реализовать эту идею ему удаётся в коллективе Службы 112.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Плюшевые помощники спасателей</strong></p> <p style="text-align: justify;">На востоке Москвы, в районе Метрогородок, базируется подразделение столичного Пожарно-спасательного центра — АСО №5, в зону выезда которого входят как многоквартирные дома, так и промышленные предприятия. Работники отряда привлекаются для оказания помощи населению в самых разных случаях. К сожалению, причиной вызовов нередко становятся опасные ситуации, в которых оказались дети.</p> <p style="text-align: justify;">Андрей Макаров, Михаил Мерсеянов, Ренат Аюкаев, Георгий Арзяев и Влад Труненков — спасатели второй дежурной смены отряда. Их действия координирует диспетчер, ведущий специалист Елена Соколова. В 2011 году их коллега Аркадий Темнов принёс из дома мягкие игрушки: его дети повзрослели и решили пожертвовать своих друзей детства во имя спасения.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Идея заключалась в том, что, если происшествие связано с ребёнком — сделать так, чтобы он не волновался. Например, если кольцо застряло на пальце взрослого человека, его можно попросить какое-то время не шевелиться и спокойно выполнять работы, зная, что он прислушается. С маленькими пострадавшими организовать процесс сложнее</strong>, — объясняет спасатель Андрей Макаров.<strong> — А бывает, что родители проявляют даже больше эмоций, чем малыши. Это мешает, но мы по-человечески их понимаем, они переживают. Но при ликвидации последствий происшествия холодная голова играет очень важную роль».</strong></p> <p style="text-align: justify;">Чтобы разряжать обстановку спасатели придумали необычный способ — использовать мягкие игрушки. «Плюшевый фонд» пополнялся работниками подразделения, чьи дети уже подросли. Когда медвежонок, тигрёнок или милый розовый свин попадали в руки к малышам, они отвлекались и успокаивались, а значит вызволять их откуда-либо в это время становилось проще, быстрее и безопаснее.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«С приходом современных технологий мы практично заменили игрушки на мультфильмы. Эффект остался тем же, а заботиться о «поставках» новых помощников уже не приходится»,</strong> — рассказал Михаил Мерсеянов.</p> <p style="text-align: justify;">Хотя один из них, ослик Ибрагим, всё-таки остался «жить» в отряде. Более того, он получил повышение и стал талисманом второй смены АСО №5. По мнению Елены Соколовой, ночных выездов с ним стало и вправду меньше.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>На связи диспетчер и его четвероногий товарищ</strong></p> <p style="text-align: justify;">Подобно ангелу-хранителю, направляющему «подопечных» на верный путь, Елена Соколова пристально смотрит в монитор, где показаны данные о происшествиях, постоянно отвечает на телефонные звонки и передаёт информацию по радиосвязи. За плечами этого специалиста огромный опыт работы: 29 лет в пожарной охране и 8 лет на пункте связи аварийно-спасательного отряда №5. Рядом с Еленой Игоревной сидит её несменный напарник — ослик Ибрагим.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Между прочим, я спасла его</strong>, — рассказывает Елена. — <strong>Когда ослика хотели «отправить на пенсию», мне его стало жалко. С тех пор он трудится рядом со мной. Дежурит с нами, путешествуя из шкафчика на моё место. Обо мне в подразделении ходит шутка: утром я стираю плюшевого зверя, днём сушу, а вечером — причёсываю. Хороший диспетчер как хороший секретарь. До начальника необходимо доводить все важные сведения, чтобы он ничего не упустил. До этого я работала на центральном пункте пожарной связи, была старшим диспетчером по всему Восточному административному округу. Меня там вспоминают до сих пор. Участвовала и в процессе подготовки многих диспетчеров Пожарно-спасательного центра».</strong></p> <p style="text-align: justify;">Как отмечает Елена Соколова, особый трепет вызывают выезды, связанные с детьми и пожилыми людьми, ведь они не всегда способны позаботиться о себе.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Мне нравится то, чем я занимаюсь! Прихожу сюда с радостью. Ни разу не было такого, что не хотела на смену. А домой всегда ухожу с чувством морального удовлетворения, зная, что принесла пользу! Кто-то же должен быть на моём месте. Тушить пожары и спасать людей я не могу, но чувствую сопричастность к этому, к хорошим делам коллег», </strong>— добавляет героиня.</p> <p style="text-align: justify;">Добрый дела Елены Игоревны на этом не заканчиваются. Она регулярно покупает угощения для бездомных собак и кошек своего дачного товарищества.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Живые» ложечки и опасные прогулки</strong></p> <p style="text-align: justify;">Зачастую поводами для вызова экстренных служб становятся простое детское любопытство или последствия игры. Пальцы малышей оказываются во всевозможных конструкциях и предметах — например, в обувной ложке есть специальное отверстие для того, чтобы можно было её повесить.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Если бы вещи были живыми, то ложечки давно записали бы спасателей во враги, сколько мы их испортили</strong>, — шутит Андрей Макаров, работник АСО №5. — <strong>Не так давно мы выезжали для того, чтобы пилить чугунную батарею. Девочка поскользнулась и угодила коленкой между секций радиатора. Причём, подобный прецедент был далеко не единственным. Хорошо, что батарея была не горячей».</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Горшок, надетый на голову — это тоже распространённый пример»</strong>, — добавляет Ренат Аюкаев.</p> <p style="text-align: justify;">Михаил Мерсеянов вспоминает, что один случай из практики был связан с межкомнатной дверью, из замка которой вытащили личинку, чтобы та не закрывалась, но не заглушили отверстие. В нём и оказался детский пальчик. Чтобы распилить конструкцию, необходимо было использовать гравёр (эту машинку в народе называют «дремель»).</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Он вибрирует, шумит, из-за чего ребёнок пугается. Но мы договорились с юным пострадавшим, что покажем ему из окна красную машину. Это заставило его стоически терпеть причиняемые нами неудобства. По окончании работ парень выглянул в окно, а мы, как и обещали, включили мигалки и отсалютовали ему спецсигналами»,</strong> — поделился Михаил.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«В металлической двери были круглые отверстия, куда дети, играя, засовывали палочки. Одна из веточек не проходила, и ребёнок решил её подтолкнуть. В итоге наш расчёт поехал «спасать» палец малыша. Операция прошла успешно», </strong>— рассказал Андрей Макаров.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Предотвратить происшествие</strong></p> <p style="text-align: justify;">Чтобы дети не попадали в неприятные ситуации, родителям необходимо внимательно осмотреть жилище, проверить его на наличие потенциально опасных мест.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Малыши с лёгкостью запирают родственников на балконе, ведь потянуть ручку вниз несложно, а вот как поднять её вверх, ребёнок зачастую не понимает. Бывает так, что родитель выходит вынести мусор, а дети закрывают задвижку или поворачивают ключ в замке. Это логично</strong>. <strong>Они берут пример со взрослых, которые ежедневно совершают эти действия»,</strong> — предупреждает Влад Труненков.</p> <p style="text-align: justify;">Иногда случается так, что вызов спасателей связан с крепким сном подростка. Ребёнок приходит со школы, закрывается на задвижку и ложится отдохнуть. Вернувшиеся домой родители звонят в дверь, но её никто не открывает, поэтому взволнованные родственники обращаются за помощью.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Как по волшебству</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Психологически выезды, где помощь нужна детям, переносятся гораздо тяжелее, чем остальные. За малышей больше переживаешь, ведь они более впечатлительные, чем взрослые. Дети смотрят на нас, как на волшебников. А у нас, бывает, получается выполнить всё не так быстро, как по волшебству. Например, когда нужно разобрать какую-то очень сложную конструкцию. Инструмент у нас хороший, но он, к сожалению, магическими свойствами не обладает (улыбается). Когда помог ребёнку, тебя посещает чувство, что день прошёл не зря, ты сделал что-то особенно нужное»,</strong> — подвёл итог спасатель Ренат Аюкаев.</p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;"> </p>

Операторы и спасатели о том, как помогают в свободное время и находят подход к пострадавшим
© Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы