Почему в Омской области не смогли сохранить многодетную семью из глубинки

Троих детей, отобранных по решению Тарского городского суда у жительницы села Чекрушево Надежды Привалихиной и ее супруга Виктора Вшивкова, отдали под предварительную опеку родной бабушке.

Почему в Омской области не смогли сохранить многодетную семью из глубинки
© Российская Газета

Сразу после того, как судья Наталья Казакова озвучила вердикт об ограничении родителей в правах, в село Чекрушево на нескольких машинах выехали представители органов опеки в сопровождении полиции. Исполнительный лист о немедленном отобрании детей был изготовлен в рекордные сроки. Перепуганных пятилетнего Илью, трехлетнего Богдана и десятимесячного Сашеньку вновь забирали из родного дома чужие люди. В центральную районную больницу. Мальчишек одевали в спешке. Увозили в ночь на машинах без детских кресел и специальных устройств в нарушение всех правил.

- Мы с Сашенькой должны завтра ранним утром выезжать в Омск на прием к ортопеду. Как нам быть? Ребенка там должны перегипсовывать - у него косолапие. Кто его повезет? Ему же больно будет. Кто его будет успокаивать? - заплаканная мать пыталась выяснить у чиновников, как им жить дальше.

Но руководитель органов опеки Тарского района Ольга Гурьева и ее сопровождающие стойко хранили молчание. Госпожа Гурьева отказалась разъяснять родителям их права и обязанности. Не объяснила, какие документы нужны бабушке, чтобы оформить временную опеку над внуками. Не сообщила, каким образом ограниченные в правах мама и папа могут навещать своих детей, и что им нужно для этого сделать. Не рассказала, как они могут узнать о состоянии мальчиков и их дальнейшей судьбе. Специалист органов опеки Ольга Фахрутдинова, в чьем ведении находится село Чекрушево, безучастно снимала происходящее на камеру мобильного телефона.

- Ситуация в Тарском районе Омской области, где три месяца шел судебный процесс о лишении прав родителей трех малолетних детей - на особом контроле моей команды, - отметила уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Мария Львова-Белова. - Несмотря на удовлетворительные условия для проживания и воспитания детей, а также наше процессуальное заключение в поддержку семьи, суд принял решение ограничить обоих родителей в правах и обратил решение к немедленному исполнению. Это предполагает, что детей сразу забирают из дома. Но даже в таком случае процесс передачи сотрудникам опеки должен происходить в мягкой, уважительной ко всем членам семьи форме, не травмируя психику ребенка. С возможностью помещения к родственникам или хотя бы при их сопровождении. К сожалению, не везде система выстроена так, чтобы к детям и семьям относились бережно. Есть большие вопросы к тому, как была осуществлена передача детей. И мы их зададим.

Благодаря вмешательству "РГ" и общественников в больницу вместе с детьми удалось отправить родную бабушку - маму Надежды Ларису Привалихину.

- Как только внуки увидели казенные койки, сразу начали плакать. Богдан прорыдал всю ночь, я кое-как смогла его успокоить, - рассказывает Лариса.

А уже утром выяснилось, что дети оказались юридически "бесхозными". Из семьи их увезли, а оформить над мальчиками опеку невозможно до тех пор, пока решение Тарского городского суда об ограничении родителей в правах не вступит в законную силу.

Вопрос, что делать с изъятыми из семьи мальчиками, обсуждали весь день. Загипсованный десятимесячный Сашенька так и не попал на прием к ортопеду. Без разрешения законного представителя проводить медицинские манипуляции с ребенком запрещено. В результате братьев решили не разлучать, а поместить в Тарский детский дом. По иронии судьбы их отец Виктор Вшивков сам выпускник этого детского дома. Он воспитывался в нем с младенчества. Такой вот получается "круговорот сирот в природе".

Но в ситуацию вновь вмешались Мария Львова-Белова, омский детский омбудсмен Елизавета Степкина и руководитель органов опеки региона Оксана Груздева. Мальчики были признаны, оставшимися без попечения, и переданы под предварительную опеку бабушке Ларисе Привалихиной. Вечером она увезла внуков из больницы к себе домой.

- Мы действовали в интересах детей! Мы их спасали! - гордо заявляли специалисты органов опеки Тарского района.

11-летний Сергей - родной дядя малышей. Теперь будет в этой компании за старшего. Фото: Наталья Граф/ РГ

Однако своей бурной деятельностью, наоборот, довели ситуацию до полного абсурда.

После первого отобрания и передаче грудного ребенка богатому топ-менеджеру из Екатеринбурга дети вернулись к родителям. Мальчики три месяца прожили с родными папой и мамой. Только-только начали приходить в себя после пережитого стресса. Пошли в детский сад. Родители вплотную занялись здоровьем младшего сына, да и своим тоже. Надя прошла обследование у врачей, которое выявило у нее гиперсомнию или, как говорят в народе, "опьянение сном". Как оказалось, именно это заболевание и объясняет ее "странное" состояние. Она спала беспробудным сном не после пьянки, как решили проверяющие, а потому что была больна. Медики назначили ей курс лечения, мать начала принимать медицинские препараты и перестала спать днем.

Перед судебным процессом специалисты оценили жилищные условия семьи и сочли их вполне удовлетворительными. У детей есть все необходимое - лекарства, еда, одежда, игрушки, книги, отдельные спальные места. Отец оформился самозанятым, погасил более 75 тысяч рублей долгов за коммунальные услуги. Семья строила планы - собирались летом завести подсобное хозяйство - свиней и птицу.

Казалось бы, жизнь наладилась. Мама и папа доказали, что готовы самостоятельно воспитывать своих троих сыновей и надо дать им эту возможность. Под необходимым контролем социальных служб. Сразу несколько родительских и православных общественных организаций предоставили гарантийные письма о том, что могут взять молодую семью под патронаж и помогать им до тех пор, пока это будет нужно.

Но "спасатели" решили иначе.

- Семья находится в нестабильном положении, продолжает злоупотреблять спиртными напитками, не осуществляет должностного ухода и контроля за своими детьми, дома происходят конфликты, драки, - не краснея, зачитывала свое заключение в суде госпожа Гурьева.

- Это является наглой ложью, - парировала ей представитель Вшивковых, юрист Елена Чуркина. - Вы не предоставили абсолютно никаких доказательств своим словам. Родители вместе с детьми жили в социальной гостинице в Центре поддержки семьи, где им дали исключительно положительные характеристики. Все это время они были на глазах у всей страны - под пристальным контролем.

Пленум Верховного суда говорит о том, что даже при виновном поведении родителей суд может вынести им предупреждение - если они изменили свое поведение.

Но суд не принял позицию защиты. Судья Казакова категорически отказалась удовлетворять ходатайства во всех экспертизах - наркологической, педагогической, психологической.

В результате бабушке, 50-летней Ларисе Привалихиной, которая еще воспитывает 11-летнего сына Сережу, придется уйти с работы и все свое время посвятить внукам. Надежда и Виктор живут на соседней улице. Но они смогут лишь навещать своих сыновей по установленному графику. А маленькому Сашеньке предстоит еще несколько гипсований и, возможно, операция. Опекуны не надевали ему брейсы, которые он должен был носить 23 часа в сутки, и "запустили" ребенка. И в этот период ему очень нужна мама. Положение семьи не улучшилось, а ухудшилось. Спасли так спасли.

Мальчиков передали под временную опеку бабушке. Фото: Наталья Граф/РГ

Родители намерены продолжать борьбу за своих детей и отстаивать их интересы в апелляции.

- Первоочередная задача в этой ситуации - обеспечить право детей жить и воспитываться в семье. Сделали все возможное, чтобы ускорить оформление родственной опеки. Будем надеяться, что ситуация разрешится в лучшую сторону. Прилагаем к этому все усилия, - пообещала омбудсмен Мария Львова-Белова, выступающая в судебном процессе в качестве третьего лица.

В свою очередь мы считаем, что правоохранительные органы просто обязаны обратить пристальное внимание на то, что происходит в Тарском районе. Согласно официальному сайту Тарского городского суда, только в прошлом году здесь рассматривалось 20 процессов о лишении родительских прав. Для сравнения - в Тюкалинском городском суде таких процессов было всего четыре. Изъятые из семей дети передаются под опеку в другие регионы страны. При этом местные власти не устают сетовать на то, что население Омской области стремительно сокращается. Беда с демографией.

Глава Тарского района Евгений Лысаков, подписавший постановление о спешной передаче топ-менеджеру в Екатеринбург, после представления прокуратуры был вынужден вынести выговор сотрудникам опеки. Однако, как стало известно корреспонденту "РГ", дисциплинарное наказание ограничилось месяцем. Перед Новым годом выговор был снят, чтобы сотрудники опеки смогли получить премии за "достойную работу".

Возмущенные происходящим жители страны за эти дни написали более тысячи комментариев на официальной странице "Вконтакте" губернатора региона Александра Буркова. Пользователи из разных регионов России просили его объяснить, почему он не предпринял ничего для сохранения этой семьи. Но ни на один из вопросов губернатор пока не ответил.