Отряд деревянных солдатиков. Как прославился мастер из Красноярского края
Мебель, иконы и игрушки
У северных народов Красноярского края есть поверье: в любом сибирском дереве — кедре, лиственнице, сосне — селятся добрые духи, поэтому рубить его впустую нельзя. А уж если срубил, то делать из него надо что-то доброе и светлое, иначе духи обидятся — и не будет удачи у плотника. Красноярский мастер-краснодеревщик Андрей Деев этого поверья никогда не слышал, хотя коренной сибиряк, родился в Туве, а большую часть жизни прожил в Красноярске, но он уверен: в этих словах есть что-то правильное.
"Дерево — материал живой. Даже после того, как его срубили, обработали, отшлифовали, оно "дышит". Поэтому и работать с ним надо всегда в хорошем настроении, но главное — с хорошими мыслями. Только тогда изделие получится добрым. Бывает, посмотришь на какую-нибудь деревянную вещь, а она будто пустая внутри. Такого быть не должно", — рассуждает мастер.
Столяра Андрея Деева в Красноярске знают многие. Он уже больше 30 лет занимается столярным искусством и среди местных жителей считается одним из лучших специалистов по чему-то эдакому. Приходилось, например, ему делать необычное панно — длиной три метра, собранное из небольших деревянных дощечек, на изготовление которого ушло полгода. Или два напольных киота для икон из ясеня, ольхи и березы. Делает Андрей и необычную мебель: стулья, как с картин Сурикова, массивные, но при этом изящные, детские качели, городки.
Работу с деревом Андрей Деев познал с детства. Его дед по материнской линии был столяром. В свой небольшой цех он брал иногда внука. "А там, у деда, все всегда ладилось и получалось. Он работал неспешно и основательно. Это завораживало. Я тоже иногда помогал ему делать. Но больше, конечно, смотрел", — вспоминает мастер.
После школы он окончил ПТУ при Красноярском электровагоноремонтном заводе по профессии "столяр", однако связывать судьбу с этим мастерством не спешил. "Сначала была служба в армии. На протяжении двух лет я сменил три части — служил в Подмосковье, на Урале и в Армении. Когда вернулся домой, занялся ювелирным производством. Но быстро оставил это дело, понял — не мое. Было начало 90-х годов, и ручную работу ювелира стали вытеснять станки, которые штампуют изделия. Такой подход не для меня", — делится Андрей.
"Когда увидел этого белгородского мальчика, сердце защемило"
По душе Андрею была штучная работа, не на поток. В его мастерской почти ничто не напоминает о том, что это столярка. Скорее рабочее пространство Деева похоже на мастерскую художника: расставлены краски и кисти, вдоль стен стоят картины, а на магнитной доске аккуратно развешаны фотографии атрибутов одежды его будущих героев (сейчас Андрей углубился в историю красноярского спорта, поэтому тут экипировка ХК "Енисей" — хоккейные шлемы, перчатки, форма).
"Это для наглядности, чтобы не ошибиться в деталях, когда начну делать новые фигурки", — объясняет Деев. О том, что это все же столярная мастерская, напоминает только запах древесины и несколько видов рубанков, аккуратно разложенных на столе. Неудивительно, что именно в этом месте, как из каморки папы Карло, появился деревянный прототип белгородского мальчика Алеши.
"Я листал видеоролики в интернете и увидел сюжет о том, как маленький мальчик из небольшой деревни в Белгородской области выбегает встречать наших военных. Он в шапке танкиста казался таким счастливым, радостным. Чем-то напомнил моего двухлетнего сынишку, тот тоже любит накинуть на себя какой-то головной убор и бегом играть дальше. От этого видео сердце защемило", — вспоминает мастер.
Андрею было примерно столько же лет, сколько белгородскому мальчику на видео, когда он бегал в соседнюю военную часть к солдатам. Военные базировались в Кызыле, недалеко от границы с Монголией, и часто ездили за условную границу (тогда не было никаких блокпостов и мощных КПП) на больших машинах — возили топливо. Дети подбегали к солдатам, приветствовали их, а те, в свою очередь, обязательно чем-то угощали ребятню. Андрей вспоминает, что иногда ему с друзьями удавалось пройти на территорию части. Там был как будто совсем другой мир, безумно интересный для любого мальчишки.
Посмотрев видео, Деев сразу взял рубанок и буквально за пару дней на творческом подъеме сделал первого Алешу. Его он захотел отправить в Белгородскую область своему главному вдохновителю. Остальные фигурки сразу решил продавать, а на вырученные деньги покупать ребятам на передовую квадрокоптеры. "Вещь нужная", — рассудил Андрей.
По замыслу автора (а он его четко придерживается, хотя найти древесину не всегда просто) фигурка делается из трех сибирских деревьев — лиственницы, березы, кедра, чтобы показать силу и мощь Сибири. Состоит деревянный Алеша из четырех частей. Сначала мастер делает заготовки, обрабатывает их на станке и уже потом шлифует фигурку вручную. После этого изделие ждет покраска — эта часть работы для Андрея самая увлекательная. "Краска должна быть очень хорошей, иначе ничего не получится. Важно все элементы одежды прорисовать правильно. Так ведь характер фигурки передается. А он у каждого свой", — считает мастер.
Сын художника, внук фронтовика
Фамилия Деев в Сибири известна благодаря Юрию Дмитриевичу Дееву — художнику, чьи картины висят в галереях и частных коллекциях по всему миру. Он член Союза художников, представитель Тувинской организации живописцев, организатор выставок в Москве. Юрий Деев — мастер необычный, очень талантливый, со своим особым, фольклорным взглядом на русскую деревню.
Только под конец нашей встречи Андрей признался, что художник Юрий Деев — его отец. После этого все стало на свои места: любовь к краскам и рисованию, творческий подход к изготовлению солдатиков и даже картины в столярке Андрея — не копии и репродукции, а настоящие работы Юрия Деева.
"Я не люблю шумиху, сразу теряюсь, не знаю, что сказать. Хотя отцом очень горжусь и стараюсь всем, кто приходит ко мне или кому я отправляю Алешку, подарить буклет с его последней выставки. Только сейчас, уже будучи 50-летним мужиком, я стал понимать, с какими людьми рос и общался в детстве и юности. Отец ведь дружил с известными сибирскими художниками — Поздеевым, Ряннелем, Кудринским. Сейчас бы поговорить с отцом, посоветоваться, я бы многое спросил, но уже поздно…" — говорит Андрей.
Юрия Деева не стало в 1998 году, ему было всего 54 года. Сыну он оставил картины и воспоминания, которые уже потом отразились в деревянных фигурках русских солдат. "Я ведь как шнурок за отцом все детство пробегал. Он едет писать на стойбище в Кызыле — и я за ним. Он мне маленький этюдничек смастерил, я стою, рисую. Уже постарше, классе в пятом-шестом, делал подрамники для него, старался быть полезным", — вспоминает мастер. Андрей собирался стать художником, после армии пытался даже поступить в Суриковское училище, сдал все экзамены, но потом передумал.
Андрей рассказывает, что отец написал много картин, посвященных Великой Отечественной войне. Самые известные — "Реквием. 1941 год" и "День Победы". Последняя картина была посвящена отцу художника — Дмитрию Дееву, фронтовику, воевавшему под Ленинградом.
"Дед пришел с фронта без кисти. В 1941 году он оборонял Невскую Дубровку под Ленинградом. Бои там были ожесточенные, длились несколько месяцев. Но дед про это никогда ничего не рассказывал, будто и не было страшного ранения. Он был всегда весел и меня очень любил", — говорит Андрей.
Он вспоминает, что самым радостным праздником детства был День Победы. По традиции 9 мая за большим столом собиралась вся семья Деевых. Оба деда надевали ордена, пели песни. Все это записывалось на магнитофон, а пленки долго хранились в семье и потом обязательно просматривались.
"Пленки эти отец держал в своей мастерской. После его смерти нам не удалось забрать вещи оттуда и все, что было деевское, ушло на свалку. Мне даже не этюды жаль, которых там оставалось достаточно, а именно эти самые пленки с наших праздников. Где мои деды и бабушки, родители, братья… Где вся семья вместе", — делится мастер.
Когда началась специальная военная операция, первая мысль у Андрея была — записаться добровольцем. Но у него болезнь сердца, инвалидность, да и серьезный возраст — с таким "букетом" в солдаты не берут. Тогда и решил помогать тем, что умеет делать лучше всего — деревянными солдатами. Вслед за Алешкой возникла идея сделать фигурку мальчика Андрея из поселка Троицкое Луганской Народной Республики, который встречает колонны наших солдат российским флагом. Потом в этой деревянной "армии" появились военный казак, врач и даже музыкант.
"На два квадрокоптера мы уже собрали"
Самое трудное для Андрея было донести до людей своих солдат. От природы скромный и стеснительный, он почти не пользуется соцсетями и совершенно не представляет, как себя рекламировать.
Здесь на помощь пришли старые знакомые, многие знали отца Андрея и быстро подхватили идею мастера. "Я позвонил нашему красноярскому журналисту Александру Смолу, который сейчас работает на Первом канале. Он помог мне отправить первого Алешку самому мальчику в Белгородскую область, а потом пошло-поехало", — говорит Андрей. Так его деревянные бойцы оказались у Константина Эрнста и Рамзана Кадырова, военных корреспондентов в зоне СВО и, конечно, в частях у красноярских бойцов.
За пару месяцев мастер сделал около 30 таких солдат и останавливаться не собирается. "Так, небольшими шагами, только на Алешке мне удалось собрать примерно 140 тыс. рублей. Знакомые немного добавили, и мы купили нашим ребятам два квадрокоптера. Сейчас ставим более масштабную задачу: хотим собрать денег на зимний коптер. Он стоит дороже, но вещь для ребят нужная, поэтому цель такую я себе поставил", — рассуждает Андрей.
Он говорит, что ему очень важно получить обратную реакцию от людей, к которым попадает Алешка. Когда его солдатик оказался у губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, из приемной главы региона Андрею позвонили, поблагодарили, спросили, чем могут помочь. "Такая обратная связь дает силы делать что-то еще, продолжать помогать", — говорит мастер.
Есть у Андрея еще одно желание помимо помощи нашим бойцам: он мечтает передавать свои знания детям. Для себя он точно решил: своего двухлетнего сына Ивана обязательно научит всем хитростям столярного мастерства.
"Какую бы профессию потом он ни выбрал и как бы жизнь ни сложилась, ручное ремесло еще никому не помешало, всегда можно будет заработать. Да и вообще — с детьми интересно работать, я бы мог многому их научить", — говорит он. А еще Андрею очень хочется узнать, как отреагировал белгородский Алеша на подарок от красноярского столяра. Все ли ему понравилось, а может, где-то мастер ошибся, когда делал деревянного солдата. "Я бы поговорил с ним, расспросил, как и чем живет, интересуется. Думаю, мы нашли бы общий язык", — смеется Андрей.
Виктория Мельникова