С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться школьным психологам?

С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться школьным психологам?

Специалистами РАО было проведено масштабное исследование. Целью данного мониторинга было определение главных проблем, с которыми школьники приходят к специалистам службы психологической помощи. Результаты исследования заставляют задуматься, в том числе и о необходимости формирования новой системы психологической поддержки школьников.

С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться школьным психологам?

В исследовании принимали участие школьные психологи и директора учебных заведений. Согласно результатам исследования, самой распространенной проблемой у современных учеников является непонимание школьных заданий и невозможность их выполнения. Выявлено несколько причин сложившейся ситуации.

Масштабный мониторинг РАО

Специалисты РАО опросили около 70% школьных психологов и более 20 тысяч директоров общеобразовательных учреждений. По результатам мониторинга был составлен рейтинг проблем, с которыми сталкиваются школьники и определены основные причины их возникновения. Количество детей, с которыми приходится работать психологам, зависит от масштабов заведения, показатель варьируется в диапазоне 150-900 учеников. В 12 российских регионах на специалиста приходится менее четырехсот школьников. В остальных субъектах этот показатель выше.

Около 40% детей обращались психологу из-за сложностей со счетом, чтением, грамотностью. В 30% случаев специалисты решали проблемы с речью. Школьные психологи работают не только с учениками. С ними консультируются учителя, директора учебных заведений.

Рейтинг проблем современных школьников, составленный по результатам исследования, выглядит следующим образом:

Девиантное поведение учеников – 67%. Сложности у детей, обучающихся на дому и с ограниченными возможностями – 57%. Проблемы из-за агрессивного поведения сверстников – 48%. Личные проблемы у отличников, призеров школьных олимпиад – 25%. Семейные проблемы – около 50%.

С самой распространенной проблемой, связанной с невозможностью выполнения домашних заданий, регулярным непониманием материалов школьной программы, к психологам обращаются в 68% случаев. Более 60% специалистов отмечают, что дети говорят о незаинтересованности в учебе. Часто психологам приходится работать с недисциплинированными учениками, разбираться в школьных конфликтах со сверстниками. Более 40% случаев приходится на девиантное поведение: вымогательство, воровство и др. В 58% обращений выяснялось, что у ребенка имеются проблемы в семье. Около 40% школьников, приходящих к психологу, жаловались на чувство подавленности, возникающее в школе, а 50% детей обращались за советом. На конфликты между учителем и учеником приходится 25% случаев.

Почти 40% психологов работали со школьниками, которым сложно давались чтение и счет, грамотность письма. С проблемами с речью обращалось около 30% детей. В 7% случаев к специалисту обращался ребенок, испытывающий сложности из-за интеллектуального превосходства над сверстниками.

Мониторинг показал, в профессиональной психологической помощи нуждаются не только школьники, но и преподаватели. С классными руководителями специалисты работали в 60% случаев. На консультирование сотрудников школьной администрации, директоров приходится 40%. В 30% случаев психологам приходилось решать проблемы педагогов-предметников.

Цифровизация создала новые проблемы

Достоинства цифровизации очевидны, но с ней пришли и новые серьезные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты. Доступность интернета, распространенность гаджетов стали причиной:

Неприятия традиционных ценностей, сформированных предыдущими поколениями. Стирания границ между периодами детства. Распространения зависимости от интернета, компьютерных игр. Появления противозаконных действий в сети с агрессивными призывами – «группы смерти», кибербуллинг. Увеличения случаев суицида. «Ухода» школьников в виртуальную среду, приводящего к проблемам, связанным с неадекватным восприятием реальности.

Школьные психологи оказались неготовыми к новым вызовам, не имеют возможности оказывать качественную, эффектную помощь детям в таких ситуациях.

Выводы специалистов по результатам мониторинга

Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, сложившихся в школьной сфере психологии. Стала очевидной необходимость формирования новой системы, которая позволит оказывать качественную помощь на всем протяжении образования, от школ до ВУЗов.

Специалисты отметили острую нехватку кадров. В 2014-2015 в некоторых учебных заведениях должность психолога была удалена из штата. Высокая нагрузка не позволяет специалистам качественно решать все проблемы школьников. Дефицит квалифицированных психологов связан не только с сокращениями. Заработная плата невысокая, не привлекает опытных работников данной сферы. В школы приходят молодые специалисты. Им зачастую сложно работать в педагогическом коллективе, основную часть которого занимают преподаватели с большим стажем. Поэтому мало учебных заведений, в которых работают опытные квалифицированные психологи, способные эффективно решать любые проблемы, оказывать помощь ученикам, родителям и педагогам.

Серьезную тревогу у специалистов РАО вызывает отсутствие большого стажа работы у специалистов. Опыт играет важную роль в данной сфере. Сейчас у 46% школьных психологов стаж не достигает и пяти лет. Специалисты РАО считают, что это говорит о постоянной смене кадров. Согласно статистике, в кадровом составе этой сферы женщины составляют 97%. Мужчин не привлекает невысокая заработная плата, необходимость работать в коллективе, где они будут находиться в явном меньшинстве.

Причины проблем современных школьников

Психологи пытаются выяснить причины, по которым у школьников возникают проблемы. В число основных провоцирующих факторов специалисты включили:

Семейное эмоциональное неблагополучие. Отсутствие самостоятельности. Зависимость от гаджетов. Неправильная постановка жизненных целей. Расслоение школьного социума. Цейтнот.

Специфика современной жизни, смена моральных ценностей создают неблагоприятную обстановку в семье. Родители все меньше времени уделяют детям, перекладывая воспитательный процесс на телевидение, интернет, гаджеты, интерактивные игрушки. Они готовы исполнить любой каприз, желание ребенка, чтобы не заниматься с ним. В результате дети замыкаются в себе, проявляют агрессию по отношению к родителям. Растет количество разводов, неполных семей, что также негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Это не может не сказаться на поведении в школе, успеваемости.

Нередко родители чрезмерно опекают единственное чадо, стараются все проблемы решать за него, исполнять любое желание, не накладывают на него никаких обязанностей. В таких условиях ребенок не может и не старается стать самостоятельным. Он не умеет делать правильный выбор, принимать адекватные решения в сложных ситуациях. Поскольку в школе рядом нет родителей, возникает масса различных проблем, конфликтов со сверстниками, педагогами.

Зависимость от интернета, компьютерных игр стремительно распространяется. Она способствует утрате интереса к учебе. У детей нет стимула запоминать какую-либо информацию, пополнять багаж знаний. Они знают, что получить нужные сведения из сети можно в любое время и в любом месте.

Главным ориентиром у многих родителей является успех. Они требуют от ребенка хороших оценок, прикладывают все усилия для достижения желаемого результата. При этом общечеловеческим ценностям, гуманизму внимания не уделяется. Дети, которым не удается стать такими, какими их хотят видеть, считают себя ущербными, никчемными. В таком состоянии невозможно проявить свои способности, комфортно чувствовать себя дома и в школе. Этот ориентир приводит и к жесткой конкуренции в классах, являющейся причиной серьезных конфликтов.

Социальное расслоение, наблюдаемое в современном обществе, отразилось и в школьном социуме. Деление на красивых и некрасивых, бедных и богатых, здоровых и больных негативно сказывается на отношениях, эмоциональном состоянии детей. С такими проблемами школьники часто обращаются к психологу.

У сегодняшних учеников невероятно высокие нагрузки. Сложная школьная программа, большие объемы домашних заданий, дополнительные кружки, секции, занятия с репетиторами не оставляют свободного времени на отдых, увлечения. Ребенок переутомляется, что приводит к эмоциональным срывам, приступам агрессии или «уходу в себя».