Шлепать нельзя разговаривать: эксперты рассказали, как можно воспитывать своего ребенка

В субботу, 18 февраля, семейная пара гуляла с коляской в Зеленограде. За родителями шел их ребенок. В какой-то момент он споткнулся и упал в лужу. Увидев это, отец мальчика разозлился, взял ребенка за шкирку и кинул лицом в сугроб. Очевидец не только снял эпизод на видео, но и обратился в правоохранительные органы. По данному факту были организованы проверки со стороны прокуратуры и Следственного комитета, а горе-родителя вызвали на допрос. Этот случай поднял в интернете волну вопросов: можно ли наказывать ребенка? И как правильно наказывать, чтобы не навредить? О том, как правильно воспитывать детей с точки зрения закона, — в материале «Вечерней Москвы».

Шлепать нельзя разговаривать: эксперты рассказали, как можно воспитывать своего ребенка
© Вечерняя Москва

За подзатыльник прав не лишают

Согласно статьям 63 и 64 Семейного кодекса РФ, родитель обязан воспитывать детей, заботиться об их здоровье, а также физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. При этом в процессе они не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью, считает уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, основатель «Национального российского родительского комитета» Ирина Волынец.

— Законом нашей страны запрещено бить вообще кого-либо, тем более своих детей. Понятное дело, что за подзатыльник родительских прав не лишают и в тюрьму не сажают. Все-таки об уголовной ответственности речь идет при насилии над детьми, когда ребенка истязают, — пояснила она.

В конкретном рассматриваемом случае все зависит от нанесенного ребенку урона. Все же отец «приземлил» мальчика в снег, и, может, такое «шокирующее» действие могло не привести к травмам. Однако, по мнению собеседницы «ВМ», это не означает, что папу надо просто «пожурить» и сказать, что так «делать нехорошо». Волынец считает, что с родителями как минимум должна быть проведена серьезная беседа и семью нужно поставить на учет. В случае же, если здоровью ребенка был нанесен хоть какой-то ущерб, даже легкий, впору говорить о возбуждении уголовного дела.

Именно от этого будут отталкиваться и органы опеки, которые инициируют судебные разбирательства: родителям может грозить лишение прав, их приостановка и постановка на учет. В последнем случае семьей займутся несколько ведомств социальной сферы, которые попробуют помочь решить внутренние конфликты и обеспечить детям достойные условия. Наблюдать за семьей, находящейся в опасном положении, будут полгода, в течение которого будет разработан и реализован план реабилитации. Если это поможет решить конфликты, то ячейку общества с учета снимут и лишь иногда будут проверять, все ли в ней хорошо.

Сохранили человечность

По словам Волынец, точных данных о том, насколько насилие над детьми является частым явлением, нет, так как далеко не всегда об этом становится известно. Однако эксперт отметила, что в последнее время соседи и прохожие стали более бдительными, и нередко сообщения о жестокости к ребенку поступают со стороны, как и в случае с отцом из Зеленограда.

— Это говорит о том, что все-таки мы не зачерствели, что мы, несмотря на атомизацию в обществе, когда каждый старается оградиться от остальных, когда нам вся пропаганда говорит «живи для себя, получай удовольствие», тем не менее сохранили человечность и остались неравнодушны к чужой беде. В данном случае — к беде маленьких детей, с которыми так обращаются родители, — отметила собеседница «ВМ».

При этом из всех обращений — а за прошлый год их у Волынец было около 2500 — примерно один-два процента исходят не от взрослых, а от самих пострадавших детей. В основном, конечно, от подростков, так как малолетние часто сами не могут попросить о помощи.

— Но они иногда рассказывают о насилии над ними в детских садах и школах, и сотрудники этих учреждений обязаны сообщить о случившемся в правоохранительные органы, а те не имеют права не отреагировать, — подчеркнула детский омбудсмен.

Конечно, всякое обращение нужно проверить. Не всякая информация о насилии подтверждается. Бывает, что экспертиза выявляет ложь, придуманную детьми. Чаще всего это тоже происки взрослых: например, когда разведенные родители пытаются друг друга лишить прав на воспитание или прочие родственники пытаются свести счеты с нелюбимым членом семьи.

Именно из-за таких мотивов Волынец считает, что «закручивание гаек» и принятие новых жестких законов не поможет решить проблему, сохранив при этом институт семьи.

— Некоторые законопроекты, которые в последнее время рассматривали, предлагали жесткие меры по отношению к участникам семейного конфликта: например, запрет приближаться к собственному жилищу. Эта мера и прочие могут поставить под угрозу будущее всей семьи, — посетовала собеседница «ВМ».

По ее мнению, решиться ситуация может только с повышением юридической грамотности населения, если каждый гражданин начнет сообщать в полицию обо всех случаях домашнего насилия, а также научится добиваться рассмотрения этих обращений.

Все зависит от ущерба

В свою очередь адвокат Алексей Цыганов в разговоре с «ВМ» сообщил, что ответственность, которая наступит по отношению к родителям, зависит исключительно от степени ущерба здоровью, который был нанесен пострадавшему.

— В первую очередь за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних установлена административная ответственность, — сообщил Цыганов.

По соответствующей статье наказанием может стать предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей. Также деньгами могут наказать в рамках гражданско-правового разбирательства, в ходе которого взрослых могут обязать возместить ребенку нанесенный моральный вред.

Но в зависимости от обстоятельств родителя могут привлечь и к уголовной ответственности, причем как по общим статьям, вроде умышленного причинения вреда здоровью или покушения на убийство, так и по специализированным, таким как «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Последняя применяется в случае, когда родитель или законный представитель жестоко обращается с ребенком, применяет недопустимые способы воспитания или причиняет ему моральные или физические страдания. Также к этой категории могут относиться и иные действия, в результате которых несовершеннолетний остается без воды, еды, тепла, лекарств и прочих необходимых условий. Максимальным наказанием по этой статье может стать лишение свободы сроком до трех лет.