«Урожай» в Театре на Таганке: «Такие красивые яблоки висят, а собрать не можем…»
Огромная яма в центре, а, может быть, котлован… Все какое-то космическое, инопланетное… Огромное дерево, невольно напоминающее Райский сад, где согрешили Адам и Ева. Растерянность? Ожидание? Люди как куклы. Кто же разложил эти яблочки?
В Театре на Таганке «Урожай». Спектакль по пьесе Павла Пряжко режиссировала Марфа Горвиц. Гипербола, фантастика, зачатки философии… Художник-постановщик Николай Симонов организует для артистов какую-то нереально фантастическую и вневременную обстановку, отсылающую нас и к прошлому, и к будущему, и к настоящему одновременно. А яма посреди сцены так похожа на огромную дыру – то ли портал между временами и нравами, то ли след от инопланетной тарелки, то ли яма, в которую мы все валимся однажды в самые трудные периоды своей жизни… Фантазировать можно бесконечно. И кто знает, где рай, а где ад в этом безумном мире? Удастся ли этим Адамам и Евам не вкусить плода и не поддаться искушению?..
«А прикольно собирать яблоки…»
На сцене всего две пары: Люба (Инна Сухорецкая) и Валерий (Роман Колотухин), Ира (Надежда Флерова) и Егор (Сергей Цимбаленко, Кирилл Янчевский). Но все они довольно безликие персонажи, хоть и проявляют свои основные черты характера. Но кто эти люди, понять не получается. Откуда они, зачем собирают эти яблоки – для зрителя остается загадкой. Уже не студенты, но еще и не дачники…
Художник по костюмам Анна Хрусталева решила, что их одежда должна быть абсолютно нейтрального цвета – песочно-телесного. Что, с одной стороны, как тонкий намек на наготу, а с другой – просто абсолютный нейтралитет. Эти люди вне времени и, может быть, даже отчасти – вне обстоятельств, как бы странно это ни звучало.
Люба и Ира – полные противоположности. Первая настоящая блондинка, а вторая – своего рода боец, про таких говорят «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Валера пытается всегда быть лидером и не может смириться, если эту позицию перенимает кто-то другой, а Егор способен, кажется, только исполнять чужую волю, абсолютно не имея при этом своей.
- Едва чувствуется.
- Этого будет достаточно.
Как сбор урожая в яблоневом саду может обернуться новыми смыслами и открытиями о себе самом? Сбор урожая в итоге приводит к познанию мира, мукам выбора и новому опыту. Режиссер Марфа Горвиц не разделяет упреков общества в излишней увлеченности гаджетами и виртуальной реальностью, она уверена, что суть базовых ценностей всегда неизменна. Просто человек познает себя настоящего и чувствующего в другой, искусственно-созданной среде.
«Когда человек становится по-настоящему взрослым? Мы взрослеем со временем или с полученным опытом? Когда заканчивается молодость и наступает зрелость? Какие плоды приносит взрослая жизнь и когда приходит время собирать весь этот урожай?» – вопросы, ответы на которые дают авторы спектакля «Урожай».
«Никогда нельзя два раза в одну и ту же дырку бить. Оно тогда держаться не будет»
Всю постановку действующие лица ходят по кругу, причем и в прямом, и переносном смысле. И сколько кругов ада им предстоит пройти, зависит, конечно же, только от них самих – точнее, от их целей, поступков и ценностей. Они не умеют забивать гвозди, не могут жить без лекарств и добывать себе еду. Привыкшие к городским реалиям, люди уже не способны жить в унисон с природой. Мы привыкли все подстраивать под себя, но мы забыли, что мы не всесильны, а всего лишь часть большого организма. И предотвратить апокалипсис может только одно – осознание, что яблочки нужно беречь!