Авангард на пленке: в Музее модерна выставили фотоработы Александра Родченко

Новатор Александр Родченко (1891-1956) стал одним из основоположников конструктивизма, рекламы и дизайна в СССР. При этом он известен не только своими работами в области живописи и графики. Выставка в Музее модерна посвящена Родченко-фотографу. Менее чем за 10 лет он смог выработать свой творческий метод выстраивания композиции. Его способ съемки лучше всего отражал постреволюционную атмосферу в стране. По словам организаторов выставки, благодаря Родченко фотография перестала имитировать живопись и превратилась в самостоятельный медиум, который сочетал в себе новые технологии и внимание к новой реальности. - Родченко внес в искусство фотографии то новое и революционное, без чего современная фотография была бы невозможна. Приемы, которые он разработал, активно используются до сих пор, - говорит искусствовед, заведующая Музеем модерна Ирина Свиридова. - Фотографии, собранные на выставке, отражают не только творческий метод, но и мировосприятие художника. Родченко был новатором. Он всегда стремился к обновлению, был убежден, что нужно всегда двигаться вперед и экспериментировать. Считал это важным как для развития личности, так и общества в целом. Экспозиция разделена на четыре зала, каждый из которых позволяет понять стиль Родченко и рассмотреть через ключевые темы его творчества. В каждом пространстве располагаются мультимедийные и визуальные элементы, с помощью которых зрители могут изучить авангардную фотографию и посмотреть на мир "глазами Родченко". Уникальный взгляд Зал "Метод", с которого кураторы советуют начинать осмотр выставки, рассказывает о специфическом построении кадра, который использовал Родченко. Концептуальность всех работ художника заключается в перенесении эстетики авангарда и конструктивизма на пленку. В его снимках всегда присутствуют четкие диагонали и нестандартные ракурсы. Например, кадры "Колонны Музея революции" и "Поэт Николай Асеев" сняты сверху вниз. "Сосны Пушкино" и "Профессор Борис Швецов" - снизу вверх. А "Водитель" сфотографирован через боковое зеркало автомобиля. Родченко не только использовал уже известные методы съемки, но и открывал новые в процессе экспериментов. Одним из таких достижений стала мультиэкспозиция - использование одного кадра более одного раза. Накладывая два и более негатива друг на друга, фотограф смог передать движения, состояния и характеры героев. На выставке представлены работы "Художник Александр Шевченко" и "Критик Осип Брик", снятые таким методом в 1924 году. В зале расположено несколько конструкций, с которыми зрители могут взаимодействовать. Это пластиковые пластины, через которые можно фотографировать окружающие предметы и людей и тем самым представить себя на месте Родченко. Первая интерактивная серия пластин позволяет найти неожиданные ракурсы с помощью нанесенных на нее контуров, а вторая - понять суть мультиэкспозиции, поэкспериментировать и сделать авангардистские кадры. В движении Еще один зал - "Город". Дома, лестницы, тротуары, ограждения парков на снимках Родченко также показаны с неожиданных ракурсов. Он выхватывал образы из повсе­дневной жизни и превращал их в произведения искусства. Снятые под определенным углом в 1925 году статичные "Балконы" и "Пожарная лестница" выглядят динамичными. Повернутый объектив при съемке судоходных речных шлюзов дает кадру "Корабли в замке" диагональную композицию, из-за чего снимок кажется "живым". Родченко был первым, кто в начале XX века стал делать серийные кадры, из которых после складывались документальные фотографии "в движении". В их числе - "Улица", "Дом Моссельпрома" и "Продавщица сигарет. Пушкинская площадь". В зале "Люди" собраны фотографии известных личностей начала советской эпохи, с которыми общался художник-авангардист и которые вдохновляли его. Здесь представлены одиночные и групповые портреты. Среди них - "Актриса Юлия Солнцева, режиссер-постановщик Александр Довженко и поэт-футурист Алексей Крученых", "Художник, режиссер-постановщик и издатель Алексей Ган", "Писатель Эльза Триоле", "Поэт Владимир Маяковский", "Поэт и писатель Сергей Третьяков". "Муза русского авангарда" Лиля Брик часто становилась моделью для съемок Александра Родченко. На выставке представлен самый известный ее портрет. В 1925 году его использовали для плаката "Ленгиз: книги по всем отраслям знания", который стал одним из символов авангардистской рекламы СССР. В этом же зале можно ознакомиться с информацией о людях, которых снимал Родченко. Она представлена в виде воспоминаний художника: впечатлений после знакомства с Маяковским и Бриками, писем к жене Варваре Степановой, дневниковых записей 1920-х годов. Переломный момент Зал "Репортаж" рассказывает о непростом периоде для фотографии в СССР. В 1930-е Родченко не позволяли экспериментировать, требовали от него работать по техническому заданию и делать репортажные съемки знаковых для страны мероприятий. Фотография в те годы должна была служить задачам идеологии. В это время в работах Родченко индивидуальный характер героев часто уступал массовости общественного сознания. Несмотря на соцреализм, диктатуру и борьбу с формализмом во всех его видах и проявлениях, Родченко привносил в репортажные кадры новшества и свои ранние разработки. Фотографии "Сбор на демонстрацию" и "Колонна спортивного общества "Динамо" он снимал сверху вниз. Портреты "Пионерка" и "Пионер-трубач" - снизу вверх. А в кадрах "Прыжок в воду", "Мужская пирамида" и "Дорогу женщине" видны четкие диагонали в композиции и динамика. Даже в таких условиях он сохранил свой узнаваемый авангардистский стиль. Выставка продлится до 16 апреля.

Авангард на пленке: в Музее модерна выставили фотоработы Александра Родченко
© СОВА