Войти в почту

В Екатеринбурге показали зарисовки советского карикатуриста в формате авторских кукол

Если оценивать выставку "Зарисовки с Леонидом Сойфертисом", открывшуюся в креативном кластере "Л52", в двух словах, то это "нежность" и "ностальгия". Посетители замирают, согнувшись или присев, чтобы рассмотреть все детали, у витрин с трогательными куколками, сделанными в технике папье-маше из ваты и картона. Сперва подумала: неужели не могли сделать витрины повыше, поудобнее. А потом вспомнила совет: хотите понять психологию ребенка, присядьте на корточки, и ваш взрослый мир изменится неузнаваемо.

В Екатеринбурге показали зарисовки советского карикатуриста в формате авторских кукол
© Российская Газета

История экспозиции очень необычная и по-человечески теплая. Имя Леонида Сойфертиса вряд ли помнят люди, далекие от искусства. Тем не менее его его картины знают все, кто "родом из СССР".

Леонид Владимирович был солдатом Великой Отечественной, сотрудничал с фронтовой газетой, Валентин Катаев называл его "снайпером пера и карандаша". Потом Сойфертис стал одним из самых известных художников-графиков Советского Союза, его карикатуры публиковали в "Комсомольской правде", "Огоньке" и "Крокодиле". Помимо карикатур, из-под карандаша Сойфертиса выходили поэтичные зарисовки о повседневной жизни советских граждан.

Художник-кукольник из Екатеринбурга Татьяна Серых, однажды увидев в интернете работы Леонида Сойфертиса, была покорена их обаянием, и у нее возникла идея изобразить графику в объеме. Татьяна предложила тринадцати авторам из Екатеринбурга, Москвы, Ижевска, Перми, Нижнего Тагила, Алма-Аты принять участие в проекте. Постепенно на свет появлялись куклы.

- Мне было очень важно, чтобы все мастера очень деликатно и с уважением отнеслись к поставленной задаче, - рассказала Татьяна Серых, куратор проекта. - Ведь любой художник хочет внести что-то свое, а нам хотелось полностью передать замысел Сойфертиса.

Так сложилась экспозиция, в крохотных героях которой любой представитель старшего поколения узнает своих родителей, дедушек и бабушек, а также себя, замотанного в теплый платок, готового отправиться навстречу приключениям во двор или замершего в предвкушении над вазочкой с мороженым. Люди-куклы ждут на ветру автобус, восхищаются убранством станции метро, отдыхают на берегу моря (непременно по профсоюзным путевкам), шествуют с тазиками из бани, провожают моряков в плавание...

На самом деле эта милая выставка очень сложна, в ней заложено множество смыслов и отсылок к истории, психологии и культуре советских времен. Я, например, остановившись на крылечке, рассматривала двор "Дома-расчески", знаменитого памятника конструктивизма, огоньки гирлянд на встречающей весну новогодней елке, бабусю с кошелкой, пробирающуюся по тропинке среди сугробов. До последнего времени в историческом здании располагалась поликлиника, древние кушетки до сих пор украшают интерьеры "Креативного кластера "Л52" - новой площадки Музея истории Екатеринбурга. Но время не стоит на месте, вот и выражение "креативный кластер" уже не в почете, поэтому я мысленно подправляю афишу и приглашаю вас прийти в творческое объединение, расположенное на проспекте Ленина, 52, чтобы взглянуть в глаза своему детству.