В Орловском театре драмы поставили социальный триллер "Женитьбу": от Гоголя не только текст, но и рисунки на коврах

В Орловском театре драмы большая и яркая премьера. Красочность постановке придает необычная находка режиссера и художника - мещанские ковры с вкраплениями рисунков Гоголя - в основном городскими пейзажами.

В Орловском театре драмы поставили социальный триллер "Женитьбу": от Гоголя не только текст, но и рисунки на коврах
© Российская Газета

Ковры не просто элемент сценографии, а главный образ спектакля, они же становятся для несчастного Подколесина лабиринтом, единственный выход из которого - окно. Его в постановке тоже интерпретировали с гоголевским юмором. Главный герой уходит через дыру в ковре, по сути, через портал в мире самого Гоголя, ведь, как уверяют создатели спектакля, они от Николая Васильевича не отошли "ни на букву, ни на штрих".

"Это мир Гоголя и его "фантазии". Мы же во многом отталкивались от него, от его представлений и примеряли на себя его "рубашку", его тексты, странности, прибавляли свои странности. Соизмеряли с нашей историей. И получилась вот такая яркая "Женитьба"", - рассказал "РГ" художник-постановщик спектакля Евгений Никоноров.

Постановщики углубились не только в мир Гоголя, но и историю XIX столетия. Причем углубились настолько, что при подготовке спектакля настольной книгой режиссера Владимира Хрущева была совсем не "Женитьба", а научный труд, разбирающий брачно-семейное право Российской империи. По мнению режиссера, разгадка пьесы была именно там.

"У меня на первом же этапе возник вопрос, - какое исходное событие? И почему так стремительно собрались женихи, и вообще, зачем всем им "приспичило" жениться? Не думаю, что Николай Васильевич не думал об этом, - рассказывает Владимир Хрущев. - И я нашел, что в одном из обращений к русскому народу Николай I, ссылаясь на брачно-семейное право, произнес слова, смысл которых можно передать так: если кто из мужчин не женится, то того считать либо больным, либо не благонадежным. И мне тогда стало понятным, над чем смеется Гоголь".

Так привычная комедия превратилась на орловской сцене в социальный триллер. Это не лишило постановку гоголевской иронии и сатиры, но добавило тревоги и страха, которые гуляют меж гоголевскими коврами как ветер. Как нечто неуловимое, но понятное благодаря нестандартным находкам и блестящей игре актеров - Ольги Форопоновой (Агафья Тихоновна) и Павла Клячина (Подколесин).

"Агафья повторяет "стыдно мне" шесть раз, и мне кажется, что страх и стыд объединяет не только персонажей пьесы, но и нас всех. Нам всегда немножко стыдно и немножко страшно, - говорит режиссер. - Об этом, в том числе, наш Гоголь, и жалко нам в этом спектакле только одну многострадальную женщину - Россию".

Владимир Хрущев известен своими яркими, иногда странными для критики, но всегда убедительными постановками, его спектакли идут по всей стране, но, кажется, именно в новой "Женитьбе" он смог доказать, пожалуй, главный театральный закон - выигрывает тот, кто в классике ищет не только новые формы, но и новые смыслы. В русской классике их как узлов в коврах.

Ближайшие спектакли по гоголевской "Женитьбе" на сцене Орловского академического театра имени И.С. Тургенева - 26 марта и 2 апреля.

Кстати

По воспоминаниям близких к классику людей, он любил рисовать узоры для тканья ковров. А что еще умел делать Гоголь? Ответ на этот вопрос мы находим, например, в воспоминаниях Павла Анненкова: "С приближением лета он [Гоголь] начинал выкраивать для себя шейные платки из кисеи и батиста, подпускать жилеты на несколько линий ниже проч., и занимался этим делом весьма серьезно. Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами, в сильной задумчивости". Известно также, что Гоголь рисовал узоры для тканья ковров, кроил занавески и сестрам платья".