«Бочча? Нет, не знаю! А что это такое?» – с недоумением скажет каждый второй обыватель, но едва увидев, в чем заключается игра, тут же заявит, что это что-то очень знакомое. И вправду, она одновременно похожа и на керлинг, и на боулинг, и на бильярд, и даже на уличную забаву советских времен – игру «в пробки». Бочча совсем недавно появилась в наших краях, и у нее даже есть свой «отец-основатель» – Алексей Николаевич Фролов, тренер по бочча Центра адаптивного спорта Югры.

– Глядя на вашу стать, могу предположить, что с физкультурой и спортом вы подружились еще в детстве…

– Это действительно так. Родился я в Курганской области, со школьной скамьи увлекался борьбой, самбо, баскетболом. Впоследствии окончил университет по специальности «адаптивная физическая культура». В 2007 году, после армии, приехал в Ханты-Мансийск. Немножко поработал охранником, а затем ушел в аквапарк инструктором. Позже работал физруком в детском саду, детском доме «Радуга», в реабилитационном центре «Лучик».

Когда начал заниматься с «особенными людьми», то понял, что в занятия спортом вовлечена лишь малая часть из них. Те, у кого наблюдаются тяжелые формы поражения центральной нервной системы, с травмами позвоночника, сидят по домам в одиночестве. Для них необходимо было найти такую форму занятия, которая бы могла их заинтересовать и способствовала процессу оздоровления.

И я нашел ее. Узнав о существовании бочча, стал изучать методики и технологии. В 2015 году набрал группу, с которой приступил к тренировкам. Сейчас у меня занимаются тринадцать человек, секции бочча появились в Югорске, Нижневартовске, Сургуте, других городах Югры.

– Что бочча дает людям с инвалидностью?

– Прежде всего – быструю и успешную социализацию. Благодаря занятиям многие стали регулярно выходить из дома, их опыт в свою очередь послужил положительным примером для других. Систематические тренировки по бочча возвращают подвижность суставов, развивают ловкость, точность, выносливость, координацию движений, учат тактически мыслить. Они благотворно воздействуют на физическое и умственное развитие игроков, влияют на их настроение и самосознание. Бочча не травмоопасна и доступна для каждого – в качестве примера здорового образа жизни и проведения досуга. Кроме всего прочего, она является активно развивающимся видом паралимпийского спорта.

– Люди с инвалидностью – насколько психологически сложно вам с ними работать?

– Вообще не сложно, у меня с ними нет проблем. Мы всегда легко находим общий язык, более того, мне эти ребята рассказывают больше, чем собственным родителям. Они действительно «особые люди» – отличающиеся в первую очередь своей целеустремленностью, если требуется, то они целый год готовы добиваться какой-то победы над собой.

Поначалу, когда подростки только приходят в спортзал, они даже не могут мяч держать, да и психологически очень зажаты. Постепенно происходит знакомство с новыми товарищами, начинается процесс обучения – общефизическая подготовка, теория, разработка стратегии и тактики игры. А потом у многих раскрываются и другие таланты. Видели, например, мальчишку, который сейчас закончил тренировку? Это – Дима, он учится на одни пятерки и, между прочим, хорошо поет, а сейчас активно готовится к скорым соревнованиям.

– Любые соревнования – это стресс и большие нагрузки, так зачем в них участвовать людям с инвалидностью? Их ведь жалко, так пусть бы они занимались не спортом, а физкультурой – исключительно для своего развития…

– Во-первых, им не нужна наша жалость, они сильны духом и вполне самодостаточны. Во-вторых, на соревнованиях ребята знакомятся с новыми интересными людьми, начинают дружить, переписываться, ждать новых встреч.

– Какую цель вы, как тренер, ставите перед собой и своими воспитанниками?

– Прежде всего их скорейшую реабилитацию. Очень важно помочь им понять, что они не лишние на этом свете, что они нужны не только своей семье, но и всему обществу. Ну и, конечно, хотелось бы воспитать среди них чемпионов.

– Что больше всего огорчает вас на рабочем месте?

– Недостаток спортивных залов, своего, например, у нас нет. Желающих заниматься много, но не все родители хотят постоянно возить своих детей на тренировки.

– А что радует?

– Победы воспитанников. Мы выигрываем почти все окружные соревнования, стабильно удерживаем первое общекомандное место. А Аня Ахметшина, например, вошла в состав юниорской сборной России.

– Если бы вдруг довелось повернуть время вспять, вы выбрали бы другой жизненный путь? Надоело, наверное, учить детей правильно бросать мячи, устали…

– Нет, не надоело и не устал. За эти годы понял, что зачастую люди с инвалидностью гораздо сильнее, талантливее, умнее нас. Слышали бы вы, какие истории они порой рассказывают! Нет, моя жизнь удалась, и я ничего не стал бы в ней менять.

– Самое время познакомить нас со своей семьей…

– Жена, Альбина Михайловна, трудится воспитателем в детском саду, сын Слава служит срочную в армии, дочь Настя учится в шестом классе школы № 4.

– Чем еще занимаетесь в жизни?

– Главное мое увлечение – строительство дома, которое начиналось с нуля и продолжается вот уже двенадцать лет. Строю своими руками, правда, друзья часто помогают. Четвертый год уже в нем живем, но работы до сих пор еще много. Кроме того, мы с друзьями любим путешествовать семьями по Уралу, живем в палатках.

– Вопрос напоследок: каково ваше отношение к Ханты-Мансийску?

– Он мне сразу понравился – уютный, компактный, да и люди в нем живут доброжелательные. Многое связано с этим городом – здесь мы с супругой вступили в брак, здесь выросли наши дети. За эти годы Ханты-Мансийск стал по-настоящему родным.

Андрей Рябов