Режиссер, лауреат премии президента Александр Галибин: С экрана мы перестали разговаривать с детьми на их же языке
Актер театр и кино Александр Галибин, известный зрителям по роли Мастера в булгаковской экранизации Владимира Бортко, войдет в историю российской культуры и как один из реаниматоров детского кинематографа.
За семь лет у него вышло сразу пять фильмов. Среди безусловных удач - "Моя ужасная сестра" с Глюкозой и Яглычем в главных ролях, а также картина "Сестренка", снятая по повести Мустая Карима. Не случайно Александр Галибин стал лауреатом президентской премии в области культуры и искусства за произведения для детей и юношества.
Александр Владимирович, почему вы, будучи популярным актером, вдруг решили заняться детским кино?
Александр Галибин: Мной двигало только одно желание - отдать дань поколению своих родителей. Мне хотелось показать, каковы были взаимоотношения между людьми, которые пережили войну, блокаду, рассказать на примере этого поколения, что такое любовь, дружба, мать, отец… И в 2005 году мне в руки попался сценарий "Золотая рыбка", который, как мне кажется, отвечал моим желаниям. Это история о женщине с детьми, эвакуированной из Ленинграда в Киргизию. С этим сценарием я носился десять лет. А когда, наконец, фильм сняли, у меня возникло чувство недосказанности.
Буквально через полгода мне попалась заявка по повести Мустая Карима "Радость нашего дома", про осиротевшую украинскую девочку, которая обретает новую семью в башкирской деревне. События происходят в годы войны. Я буквально влюбился в этот материал. Пришел с заявкой к своему другу, генеральному продюсеру компании "Мотор" Дмитрию Фиксу, нас поддержал Фонд Мустая Карима, и все завертелось. В итоге у нас получился фильм "Сестренка", который, кажется, посмотрел каждый второй житель Башкирии, если не каждый первый, а президент республики, минуя все правила, дал мне звание народного артиста республики. До сих пор этому поражаюсь.
И вы вошли в азарт? Чуть ли не каждый год - по фильму.
Александр Галибин: Я действительно увлекся работой с детьми, оказалось, что это так важно. Я даже думаю, что, наверное, это и есть наша национальная идея - дети и все, что связано с их жизнью, а значит с нашим будущим. В 90-е годы была разрушена вся система координат детского кино. Пришло сплошное развлечение, а самое главное исчезло - мы перестали с детьми с экрана разговаривать на их же языке, и это сыграло злую шутку.
Поэтому я все время нахожусь в желании восстановить эту несправедливо забытую нишу. Я уверен, что это путь, по которому нашей культуре надо двигаться и идти вперед.
На этом пути многие сталкиваются с сопротивлением: то нет денег, то проблемы детского кино в прокате…
Александр Галибин: У меня нет сопротивления. Я стал находить людей, которые являются моими единомышленниками. Да, индустрия разрушена, но она медленно восстанавливается, благодаря в том числе, усилиям Министерства культуры.
Ваши фильмы рассказывают о детях разных национальностей, вы в этом видите какую-то особую миссию?
Александр Галибин: Мне просто сильно повезло в жизни. Поимо Башкирии и Киргизии, я снял фильм в Дагестане - "Приключения маленького Бахи", я вам очень рекомендую его посмотреть. Я понял простую вещь - детские проблемы везде одинаковы, в любой точке мира. И все, что связано с детьми, это связано с пониманием семьи, с пониманием рода, с тем, что такое любовь, что такое отношение родителей к детям, что такое отношение детей к родителям. Все это нас не может не волновать.
О чем ваш новый фильм и на каком он сейчас этапе?
Александр Галибин: Фильм называется "Сыроежки", это по киноповести Ксении Драгунской. Два года назад она мне позвонила: "Саша, только ты можешь снять это кино". Я прочитал, опять влюбился, и мы стали работать. Потом Ксюши не стало, но мы продолжали работать. Я закончил режиссерский сценарий. Я не буду говорить о содержании, но это картина о подростках, тоже очень важная и волнующая всех тема.