Будут ли следующие поколения читать

Человечество живет с книгой много веков. Во все времена были люди, читающие много, читающие мало и совсем почти не читающие. Безусловно, доля их в разные эпохи существенно менялась. Странно, например, было бы ждать, чтобы находились читающие или пишущие люди в исторические периоды, когда большинство населения того или иного региона оставалось безграмотным. И вопрос на самом деле не в том, будут ли читать целые поколения, а в том, сколько в следующих поколениях будет читающих людей.

Будут ли следующие поколения читать
© Вечерняя Москва

Парадоксальной является нынешняя ситуация. Для современного человека, есть все возможности для чтения хороших, полезных книг, выбор разнообразный, и мы не только просто грамотны, но, в сравнении с предыдущими поколениями, довольно неплохой имеем уровень образования. Наука, как и мысль человека, не стоит на месте, она находится в постоянном движении и развитии. Существует множество традиционных и интернет-магазинов, где продаются книги, и выбор книг в них невообразимо богат. Сейчас можно найти издания по вполне доступным ценам даже для очень скромного личного или семейного бюджета. В больших и маленьких городах, в крупных селах работают библиотеки, в которых можно брать книги для чтения без всяких затрат. Повторю: сегодня у людей есть все возможности для чтения.

Но что происходит? В действительности интерес к чтению невелик. Я не говорю, что нынешней молодежи книги не нужны. Это не так. Среди всех возрастов есть те, кто много и увлеченно читает. Так было во все времена, для таких людей жизнь с книгой — норма, по-другому они себя не представляют. Но в наши дни их очень мало. Может быть рабочая, учебная, бытовая занятость не дает им общаться с книгой столько, сколько хотелось бы? Нет, это не так. Люди все больше увлекаются внешним, а о своем внутреннем развитии, духовном росте думают мало. Такое наблюдается среди взрослых, и молодые люди следуют за ними. И это досадно. Особенно потому, что у предыдущих поколений таких возможностей для самообразования было несравнимо меньше, чем в наши дни. Не пользоваться этими доступными средствами — то же самое, что сидеть в огромной сокровищнице и даже не поинтересоваться тем, что вокруг, не рассмотреть самое красивое, ценное, занимательное.

Русский писатель, этнограф и лексикограф В. И. Даль так сказал о чтении: «Как из копеек составляются рубли, так и из пружинок прочитанного составляется знание». Действительно, чтение развивает человека, открывает перед ним новые глубины знания. Когда видишь отношение к чтению молодых людей, возникает вопрос, а много ли мы, взрослые, можем сделать, чтобы дети выросли читающими и передали эстафету интереса к чтению дальше? И мой ответ таков: можем немало. Очень много зависит от нашего настроя и отношения к ситуации. Если мы считаем, что от нас мало что зависит — в плане передачи молодым традиции самообразования, а значит и любви к чтению, умению отсортировывать информацию, работе с первоисточниками — таким отношением мы снимаем с себя ответственность и разрешаем бездействию сковывать нашу активность. Но это в корне неправильная позиция.

С сентября по декабрь на территории Калужской области Издательский совет Русской православной Церкви реализовал культурно-просветительский проект «Русские писатели: путь к Богу». В центре его два интереснейших, необычных издания. Это факсимильное воспроизведение Евангелия, принадлежавшего Федору Михайловичу Достоевскому, с комментариями и исследованиями специалистов и оптико-электронная реконструкция рукописи А. П. Чехова «Остров Сахалин». Оба издания имеют интересное оформление, и помещены в специальных футлярах, форма которых не случайна и очень содержательна. Это уникальная возможность не только увидеть точнейшую копию того, что было в руках у гениев, но и поработать с этими книгами, а также услышать рассказ специалиста о важнейших жизненных и творческих событиях в судьбах известных писателей.

Большинство мероприятий, которые мы организовали в рамках проекта, были проведены для школьников. Мероприятия проводились в школах, библиотеках, музеях, просветительских центрах при храмах, и на них приходили школьники целыми классами или с родителями, были организованы литературные вечера для взрослых. Т. е. мы можем говорить о довольно большой аудитории, которая познакомилась с этими уникальными изданиями и творчеством наших великих писателей. Самое главное — «плохих» аудиторий у нас не было. Не было равнодушия к книгам, к писателям как к людям, к их современникам, о которых тоже рассказывалось немало. У детей был искренний интерес, как на самих занятиях, так и при самостоятельной работе с изданиями. Школьников интересует книга — и это замечательно. И здесь мне вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: «Чтение должно напитать душу».

При всем этом прослеживалась зависимость: какая позиция взрослых к чтению, такое отношение и у детей. Многое зависит от семьи, учителей школы и от священника в храме. Были классы, где наши специалисты слышали примерно следующее: «Как хорошо, что вы к нам пришли. Это так интересно детям, они многое запомнят. Ведь мы сейчас как раз знакомимся с творчеством этих писателей». Были школы, где педагоги вместе с ребятами участвовали в мероприятии. Ребята слушали с живым интересом, учителя включались в обсуждение, листали книги, вспоминали, в каких музеях и на каких спектаклях были. В этих школах были видимые результаты влияния активной позиции взрослых на детей: там, где взрослые сами увлечены книгой, чтением, где все делается для сохранения и возделывания любви к книге у детей, больше юных горящих интересом глаз, больше живого отклика аудитории. А там же, где взрослые свыклись с мыслью «дети сейчас не читают» и плывут по течению, у ребят есть интерес, и среди них есть горящие глаза и живая реакция, но встречается это уже гораздо меньше, как будто часть детей приняли свою роль «которые сейчас не читают». Подчеркну: «плохих» аудиторий не было, были в целом хорошие, просто хорошие и замечательные.

Думаю, основная моя мысль понятна: не надо думать, что от нас ничего не зависит. Дети будут читать книги, если мы своим живым и искренним примером покажем им, как это замечательно, интересно, нужно и во многом необходимо. Приведу одно высказывание Ф. М. Достоевского: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». То есть, цель, которую необходимо достичь через чтение — это улучшение, воспитание, духовное обогащение личности человека. И от того, какими именно литературными произведениями наша молодежь напитывается, во многом зависит и наше будущее, потому что воспитание ребенка — это строительство фундамента будущего не только его, но и всей страны. Чем мы питаем молодежь, таков и будет урожай. Премудрый Соломон говорил: «Лучше знание, нежели отборное золото; …мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притч. 8: 10-11). А сын Сирахов пишет: «Приобретайте учение и за большое количество серебра, — и вы приобретете много золота» (Сир. 51: 36).