В Архангельске открылась выставка о детстве из собраний четырех музеев России

АРХАНГЕЛЬСК, 22 марта. /ТАСС/. Выставка живописи, графики и скульптуры о детстве и детях "Наивный возраст" из коллекций музеев Архангельска, Вологды и Ярославля открылась в среду в Архангельском музее изобразительных искусств, рассказала ТАСС куратор выставки Ольга Кулешова. Всего представлено более 80 работ, часть из них показана впервые.

"Идея выставки возникла в связи с необходимостью, что люди хотят как-то оторваться от сегодняшней реальности и погрузиться в самое радостное состояние периода человеческой жизни - в детство, - сказала Кулешова. - Представлены работы из собраний государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера", Архангельского краеведческого музея, работы из Вологодской картинной галереи - это наши друзья, и мы не первый раз обращаемся к их собранию. И впервые в Архангельске представлены работы из собрания Ярославского художественного музея".

Выставка охватывает три века русского искусства от живописи второй половины XVIII века до современных фоторабот. Можно проследить, как со временем менялось изображение детей. Детские образы в русской художественной традиции впервые появляются в древнерусской живописи, однако их отличает определенная условность: иконописные лики детей находятся как будто вне возраста. В экспозиции показаны иконы праведного Артемия Веркольского и святого мученика отрока Константина.

Широкое открытие мира детства в русском изобразительном искусстве происходит во второй половине XVIII века. Художники пытались создать идеальный образ. Ярким примером живописной оды является портрет "Великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, в возрасте семи лет" (Ярославский художественный музей, 1763) кисти Кирилла Головачевского. "Сначала ты смотришь на этот портрет и думаешь: такое немножко восторженное лицо, а потом начинаешь вглядываться и понимаешь, что у него нервно вздернуты брови, у него неестественная улыбка. Понятно, что, скорее всего, художник еще не обладал той степенью психологизма проникновения в детский образ, чтобы до конца это понять и подчеркнуть, но, тем не менее", - показала куратор выставки.

Истинное понимание детской психологии в русской культуре проявилось в первой половине XIX века, в эпоху романтизма, когда детство стали воспринимать как лучшую пору человеческой жизни. А в середине XIX века появилась реалистическая тенденция.

Дети и игрушки

В экспозиции выделены тематические группы, посвященные девочкам, мальчикам, семье, материнству, играм и игрушкам, а также весне, как художественному образу детства. "Мы, кстати, не хотели сначала разделять мальчиков и девочек, но художественный материал продиктовал так, что их надо развести. На каждом портрете девочки - сосредоточенная окончательная личность, - сказала собеседница агентства. - А каждый сюжет, посвященный мальчику - это такое беспечное пространственное состояние, находятся в какой-то детской неге. Если мы сравним мальчика и девочку одного и того же возраста, девочки гораздо взрослее, их взгляд более серьезный, более содержательный и можно даже сказать суровый". Причем это характерно как для исторических, так и современных портретов.

Как отметила заведующий отделом современного искусства музейного объединения Зоя Кулешова, такие тематические выставки дают редкую возможность показать то, что хранится в запасниках. В экспозиции представлена скульптура "Комсомольский билет" Галины Левицкой. В музее рассказали, что изваяние очень тяжелое и его с трудом доставили в зал. "Скульптура редкая, она была отлита в 1970-е годы и несет в себе энергию времени, - пояснила она. - Эта девушка такая вдохновенная. Она мне напоминает меня, когда меня не принимали в комсомол, потому что мне не хватало двух дней [по возрасту], и я плакала".

Одним из лучших мастеров детского портрета начала ХХ века была Зинаида Серебрякова. На выставке представлены работы художницы ее марокканского периода, одна из них пастель "Девочка за пяльцами" (Музейное объединение, 1932), отличающаяся эмоциональной глубиной. "Период ее творчества как раз, когда сама Серебрякова была разделена со своими детьми, - рассказала куратор выставки. - Это была такая трагическая история, и вся эта тоска по своим детям вот как-то печатью легло на лицо этой девочки. Она ее пишет с каким-то особенным вдохновенным чувством".

На выставке пройдут концерты, мастер-классы, лекции по истории искусства, квесты и даже спектакли. 25 марта здесь известные люди города в рамках проекта "Во весь голос" будут читать детскую поэзию. Часть экскурсий по экспозиции будут проводить выпускники музейно-образовательного проекта "Муза". Это школьники и студенты. Выставка будет работать до конца июня.