Алиса, почему Анна Каренина бросилась под поезд? В саратовском театре драмы показали «подлинную историю» героини Льва Толстого
Всаратовском театре драмы 19марта состоялась премьера спектакля «Анна Каренина» помотивам одноимённого романа Льва Толстого (инсценировку сделала Дина Полетаева), режиссер-постановщик— Иван Комаров. Спектакль длится 2 часа 45 минут содним антрактом (это можно выяснить только опытным путём, потому что насайте театра такой информации пока нет). Возрастное ограничение 16+.
Постановка идёт сподзаголовком «Подлинная история, рассказанная Фру-Фру». Фру-Фру— это лошадь любовника главной героини Алексея Вронского, вромане она погибла раньше Карениной.
Доначала постановки режиссер Иван Комаров вышел кзрителям ипредупредил, что будет много дыма, атакже подчеркнул, что постановка— это подлинная история Карениной, которую предлагает зрителям команда театра ипостановщики.
Сосени довесны
Отом, что театр драмы готовит «Анну Каренину» Льва Толстого, стало известно осенью прошлого года. Доверили классику яркому молодому режиссеру Ивану Комарову.
Впрошлом году натворческой лаборатории «Видимоневидимо», которую организует театр драмы, представил эскиз спектакля пороману шведского писателя Фредерика Бакмана «Тревожные люди».
Всередине февраля театр начал продавать билеты напремьеру. Всё, что было известно зрителям, что они пойдут на«Анну Каренину» поЛьву Толстому. Вначале марта напресс-конференции режиссер рассказал, что повествование будет идти отимени Фру-Фру.
«Это будет наша Анна, наш Каренин, Вронский, Левин итак далее. Нохотя мыипопытались осмыслить по-своему роман, всеже текст внем почти полностью толстовский. Поэтому обосовременивании речи неидет»,— сказал Комаров, атакже рассказал, что неумеет делать кассовые спектакли.
Занеделю доспектакля все билеты были раскуплены, перед премьерой утеатра выстроилась очередь иззрителей, которая уходила всквер Янковского.
Толстой или неТолстой
Мотивы отЛьва Толстого впостановке действительно остались, как иосновной сюжет. Все несчастные семьи иодна будущая счастливая появляются насцене.
Стива Облонский (Денис Кузнецов) изменил своей жене Долли (Татьяна Родионова) ипытается доказать, почему полигамность— это неплохо сотсылками кгенетическим ибиологическим исследованиям. Любовный треугольник Алексей Каренин (Александр Фильянов)— Анна Каренина (Зоя Юдина)— Алексей Вронский (Дмитрий Кривоносов) тоже присутствует. Кити (Екатерина Локтионова) иКонстантин Лёвин (Максим Локтионов)— луч света вэтом царстве потраченных впустую жизней.
Зрителю анонсировали историю, рассказанную Фру-Фру (Марина Абраменко), ноэто несовсем так, Фру-Фру ничего нерассказывает, аявляется полноценным персонажем. Её, бедняжку, походу спектакля несколько раз убивают, новконце она живее всех живых.
Вспектакле персонажи упоминают Толстого ицитируютего. Сама Анна Каренина всаратовской постановке для себя решает вечный литературный спор «Толстой или Достоевский» впользу последнего.
Игры созрителем
Спектакль невероятно технологичный. Основная декорация— это станция вокзала, хотя больше похоже настанцию лондонского метро. Табло станции указывает зрителю либо насюжетную линию, либо наместо действия сцены. Так натабло появлялись надписи «Ссора первая», «Ссора вторая», «Ссора последняя», «Салон уБетси», «Роды».
Порельсам наэтом вокзале передвигались декорации разных помещений— вагон поезда, салон, дом Каренина, бальные залы. При этом конструкция довольно легкая, Зоя Юдина легким движением выкатывает сосцены целую комнату-вагонетку стремя людьми.
Постановка потребовала отартистов разных рискованных, навзгляд зрителя изпервого ряда, действий— Фильянов передвигается намоноколесе, Локтионов висит над сценой, Локтионова катается нароликовых коньках вдлинном платье, Юдина скачет постолу рядом сгорячей чашкой чая.
Вспектакле довольно много сцен, где артисты общаются созрителями или выходят взал, хотя это скорее цирковой прием. Вэтом спектакле персонажи Лёвина иКити как раз выполняют роль коверных клоунов. Ихсцены взале (охота Лёвина наоленя, роды Кити) заставляют зрителей крутиться всвоих креслах исмеяться. Например, вмонологе Лёвина наохоте были отсылки кфильму «Брат» ипьесе Чехова «Чайка». АКити всалоне читает книгу «Одни идиоты вокруг».
Как иобещала команда постановщиков, вспектакль добавили немного Саратова. Например, навокзал прибывает поезд «Саратов-Санкт-Петербург», герои поют «Огней так много золотых», аВронский бывает вСаратове поделам.
Каренина просила узрителей бросить монетку, чтобы решить, отдаться ейВронскому илинет. Выпал, кстати, орёл. Теперь любопытно, еслибы решка выпала, осталасьбы Анна сКарениным? Бегбедеровщина какая-то, получается.
Музыку вспектакле тоже можно отнести кинтерактиву. Все песни, которые артисты исполняли насцене, втом числе популярный трек «Плачу натехно», транслировались натабло станции как вкараоке. Авконце голос засценой— режиссер или, может быть, сам зритель— спрашивает уголосового помощника: Алиса, почемуже Анна Каренина бросилась под поезд.
Реакции: шоу, богомоловщина ибуря эмоций
Вконечном итоге наш пользовательский опыт, истеатром втом числе, делится на«Понравилось» или «Непонравилось». После антракта десятки зрителей покинули зал, наэто обратили внимание исотрудницы, которые продавали программки. Всоцсетях появились эмоциональные оценки первого акта— «шоу», «богомоловщина», «надругательство над классикой».
Никто вобщем-то ввозрасте 16+ необязан досматривать фильм, который неподошел, читать книгу, которая непонравилась, или сидеть втеатре, где чувствуешь себя некомфортно. Конечно, неплохо былобы, еслибы режиссер ккаждому спектаклю записывал подкаст, чтобы объяснить, что конкретно мыдолжны считать вкаждом моменте— почему «Плачу натехно», причем тут танец маленьких лебедей ипочему сына Карениных Сережу играет взрослый артист Олег Морозов. Ноискусство так неработает.
Что касается творчества Константина Богомолова, тосравнения саратовской «Анны Карениной» сего «Карамазовыми» вМХТ яслышала отсвоих знакомых как внегативном, так ивположительном ключе. Всё зависит отточки зрения.
Следующий спектакль «Анна Каренина» зрители увидят 5апреля. Билеты практически раскуплены, кстати.