Войти в почту

На тюменской сцене подростки со всей страны расскажут, что их волнует

Театральных фестивалей для школьников и студентов в России хватает, но тюменскую "Малую сцену", которая стартовала накануне Международного дня театра, можно назвать особенной. "Это поле для смелых экспериментов, где актеры, зрители и эксперты сосредоточенно ищут язык, на котором надо говорить с современными подростками. Это и площадка, разрушающая представление молодежи о театре как о домике с колоннами и кринолинами или домике, где показывают только лишь трех поросят и Дюймовочку", - говорит директор фестиваля, руководитель мастерской "Тема" и театрального центра "РяДом" Светлана Ханжина.

На тюменской сцене подростки со всей страны расскажут, что их волнует
© Российская Газета

Четыре года назад она придумала событие, которое сразу откликнулось у коллег из других регионов - по условиям и атмосфере. Теперь на "Сцену" заявляется до пяти десятков театров со всей страны. Отбор проходят самые смелые и оригинальные. Нынче в топе - десять коллективов из Москвы, Петербурга и самых окраин. Впервые в программу попала единственная постановка из глубинки - спектакль-шутка по мотивам ершовского "Конька-Горбунка" от ребят из села Казанское Тюменской области. Председательствует лауреат "Золотой маски", практик социального и инклюзивного театра в России Борис Павлович, которого не удавалось зазвать ранее.

Еще одна изюминка - предшествовавшая фестивалю лаборатория Марфы Горвиц "Когда мама была маленькая" для детей и родителей - за неделю вместе с обычными тюменцами московский режиссер поставила и подарила театральному центру "РяДом" полноценный спектакль. Наконец, самый главный козырь - сразу после показов с оценками и комментариями к артистам нежного возраста выходят такие же зрители. В подобной рефлексии на увиденное и услышанное и рождается нечто настоящее.

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля детско-юношеских театров "Малая сцена"

Пионерами четвертой "Малой сцены" стали ребята из мастерской "Этти дети" города Красноярска. Пластический спектакль "Сказка о мечте" по мотивам произведения Сержио Бамбарена "Дельфин. Сказка о мечтателе" - про то, что не надо бояться приключений и ошибок. За юными актерами зал следил с придыханием. Многие в персонажах, то бойких, то трусливых, узнавали себя. Тема о смелости как о моторе нашей жизни школьникам понятна: взрослые ворчат на отпрысков "да займитесь вы делом". А если поиск нового и есть то самое дело?!

- Сегодняшних подростков цепляют разные темы - про отношения с родителями, буллинг. Они много занимаются документальным и "свидетельским" театром через сторителлинг. Но и классика заходит: мастерская "Будильник" из Тюмени для исследования природы юношеской любви взяла сонеты Шекспира - интересный ход, - рассуждает Ханжина.

А Борис Павлович выводит формулу удачного спектакля:

- Сравнение в искусстве - вещь странная, а фестиваль - не констатация "что лучше, а что хуже". Когда нам как зрителям дают со сцены не готовые ответы, а просят разобраться в проблеме вместе, значит, работа состоялась!

Вот и куратор "Малой сцены", а в прошлом ее участница Настя Малюшкина подтверждает слова взрослых экспертов: выход под софитами к ровесникам с тем, что волнует, - это как минимум честно и ответственно.