Страсти по Анне. После премьеры «Анны Карениной» в драме профессор консерватории заговорил о самоочищении российского общества

Фру-Фру, если кто непомнит классику— это лошадь Алексея Вронского.

Страсти по Анне. После премьеры «Анны Карениной» в драме профессор консерватории заговорил о самоочищении российского общества
© Свободные новости

Сразу становится понятно— спектакль, что называется, авангардистский. Посему поводу разгорелась всоциальных сетях небольшая, норезкая дискуссия между профессором театрального факультета консерватории ибывшим сотрудником драмы Алексеем Зыковым ируководителем театра фокусов «Самокат» Сергеем Щукиным. Первый этап этой дискуссии подробно описали наши коллеги.

Яэтот спектакль еще невидел, потому собственного мнения неимею, судитьже попостановке порецензиям— все равно, что оценивать фильм поафише назаборе. Хотя, честно сказать, уменя— человека достаточно консервативного, определенные опасения есть. Авдруг будет, как уИльфа иПетрова в«12 стульях»? Помните, как Киса Воробьянинов иОстап Бендер смотрели «Женитьбу Гоголя втеатре «Колумб»?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Алиса, почему Анна Каренина бросилась под поезд? В саратовском театре драмы показали «подлинную историю» героини Льва Толстого.

«Кудивлению, Воробьянинова, привыкшего кклассической интерпретации «Женитьбы», Подколесина насцене небыло. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие спотолка фанерные прямоугольники, выкрашенные восновные цвета солнечного спектра. Нидверей, нисиних кисейных окон небыло. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки вбольших, вырезанных изчерного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали насцену Подколесина, который врезался втолпу верхом наСтепане. Подколесин был наряжен вкамергерский мундир. Разогнав дамочек словами, которые впьесе незначились, Подколесин возопил:

—Степа-ан!

Одновременно сэтим онпрыгнул всторону изамер втрудной позе. Кружки Эсмарха загремели».

Впрочем, Остапу понравилось.

Премьера вдраме понравилась невсем. Пишут, что многие зрители вантракт уходили соспектакля. Другие аплодировали стоя. Дело вкуса.

Алексею Зыкову спектакль резко непонравился, очем онисообщил насвоей странице всоциальных сетях. «Встоличных театрах всё больше растёт критика режиссёров Серебряникого (Повсей видимости, автор имел ввиду режиссера Кирилла Серебренникова— Д.К.) иБогомолова. Ноихпоследователи почему-то прорастают унас.

Очень плохой спектакль. Сочень плохими тенденциями вомногих вещах, особенно ощутимыми внаше время. Зачем это нам, саратовским зрителям? Убожество, натурализм, включая экскременты имного чего другого откровенно неприятного… Ивсё это загосударственные деньги? Ивсё это заоткровенное пренебрежение историей театра»! Идаже назвал постановку театра «мерзкой вампукой». Вампука— выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно банальные инелепые ходы воперных постановках, атакже сами оперы, написанные поподобным шаблонам.

Оставим встороне обращения автора вчиновничьи структуры. Забыл, наверное, что цензура запрещена Конституцией РФ.

Хвалить или ругать любое произведение искусства невозбранено никому, тем более что сейчас каждый может насвоей странице обнародовать свое мнение. Смутило одно— личный выпад вадрес заведующей литературной части театра Ольги Харитоновой: «Скемвы? Еще неуехали зарубеж?»

Ужбольно знакомо. Возможно, причина вличных отношениях, театральные коллективы— организм сложный, отношения там зачастую далеки отбратской любви. Носкорее Зыков говорит одругом, этакий парафраз Максима Горького— «Скем вы, мастера культуры?»

Сергей Щукин, вступивший вполемику сАлексеем Зыковым, справедливо замечает, что именно стаких вопросов начинались именно политические гонения намастеров культуры.

Спросили Всеволода Мейерхольда, апотом Мейерхольда расстреляли. Спросили сОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), апотом Хармс иВведенский погибли влагерях, аЗаболоцкий долгие годы провел взаключении. Спросили сРАПП— Российской ассоциации пролетарских писателей— руководители РАПП Леопольд Авербах иВладимир Киршон были расстреляны.

Понятно, что Алексей Зыков некэтому призывает, даивремена сейчас всеже другие. Вследующем своем посте онпопробовал разъяснить свою позицию.

«Всем казалось, что вот уже год происходит самоочищение нашего общества… Аннет, часть никуда неуехала, окопалась иждет. Инепросто ждет, аисподтишка нападает натех, кто имеет гражданскую позицию. Ая, говоря оспектакле, сказал именно оней. Посмотрите, как мастерски они переворачивают все сног наголову ипытаются изничтожить того, кто посмел обэтом сказать. …Почитайте. Вот так насамом деле иорганизовываются травли».

Насамомже деле вуже упомянутом тексте «Версии-Саратов» никакой травли нет— достаточно объективно иподробно представлены обе точки зрения иврядли есть основания называть журналиста беспристрастным вкавычках, хотя нетолько профессор консерватории, ноиработник СМИ имеет право иметь свою позицию.

Всказке Юрия Олеши «Три толстяка» был персонаж, которого дети дразнили: «Учитель танцев Раздватрис смотрел обыкновенно вниз». Наш профессор бдительно смотрит вокруг ивидит начавшуюся против него травлю, хотя речь идет лишь отом, что сего мнением несогласились. Аеще онвидит, что «самоочищения непроисходит». Интересно, как должно выглядеть самоочищение втеатральной среде. Вправильной, классической интерпретации классическихже произведений? Вборьбе ненажизнь, анасмерть с«богомоловщиной» и«серебренниковщиной»? Ивообще, неслишкомли много далеко идущих выводов делается изспектакля, который неотвечает представлениям Зыкова осовременном театре?