Максим Горький родился вместе с Макаром Чудрой
Алексей Пешков взял себе псевдоним в честь того горя, которым были полны его детские годы. Он потерял отца в три годика и был в этом косвенно повинен: Максим Пешков подхватил холеру от сына и скончался, а ребенок выжил. Мать с Алешей вернулась в родительский дом к владельцу мелкой красильни Василию Каширину. Строгий до жестокости дед Каширин был главной фигурой юных лет Алеши. О взрослении под его не слишком уютным кровом Максим Горький подробно расскажет в повести "Детство", первой в трилогии взросления, куда также входят "В людях" и "Мои университеты". Все родные Алексея Пешкова ушли в мир иной, когда он еще был очень юн, оттого ему и пришлось долго и трудно работать "В людях", чтобы пройти "Свои университеты". Мама умерла, когда сыну было 11 лет. Дед и бабушка, единственный, возможно, близкий и любящий его человек, ненадолго пережили свою несчастную дочь. Интересен малоизвестный факт: узнав о кончине деда и бабки, Алексей дважды покушался на самоубийство. Несмотря на все тумаки и обидные прозвища, которыми награждал его старик… За это его отлучили от церкви на несколько лет. А последующая жизнь и вовсе была далека от благочестия. С 16 лет Алексей вращался в бедняцкой и рабочей среде, где бродили революционные настроения, которыми юноша закономерно "заразился". Становление его как "пролетарского писателя" началось не сразу. В 1889 году Пешков в Нижнем Новгороде познакомился с Владимиром Короленко и показал ему свое первое произведение — "Песнь старого дуба". В этой романтической поэме говорилось о том, что люди должны совершать подвиги для возрождения земли, "пропитанной слезами и кровью". Маститый автор раскритиковал текст, Алексей решил бросить писать. Но спустя какое-то время тот же Короленко взял его "под крыло" и помог совершить первые литературные шаги, в том числе устроил его в "Самарскую газету", где печатались ранние произведения еще не Горького. Нищета, тяжелая работа за гроши, бродяжничество, "свинцовые мерзости дикой русской жизни" и революционный пафос составили тот неповторимый стиль, которым отличался писатель от своих собратьев по перу – и за который его ценят и поныне, невзирая на многократные смены идеологий. К слову, Горький, не окнчивший в силу бедственного положения в молодые годы никакой вуз, получил достаточно качественное самообразование. Несмотря на то, что он культивировал свой "босяцкий" образ (косоворотка, оканье, буйная шевелюра), многие, в том числе Корней Чуковский, по разговорам и суждениям молодого человека не верили, что он выходец из простонародья. А. Кириллов. 1949 г. А. М. Горький читает пьесу "На дне" артистам Художественного театра. 23 августа 1902 года. Фото: hitrovka-fond.ru Максим Горький любил книги и завещал всем людям чтение как высшее достижение разумного существа. Сохранились его высказывания о книгах: "Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству". "Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком". Однако он понимал и то, что книга книге рознь: "Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков". И не абсолютизировал "книжный" способ познания мира и человечества: "Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!" Литературная слава пришла к Горькому после выхода "Песни о соколе" в 1899 году, которую сразу сочли художественным гимном революции. Власти сочли ее пропагандой общественного переворота – и в тот же год Горького сослали из Нижнего Новгорода в Арзамас. Именно там он написал две самые известные свои пьесы: "Мещане" (1901) и "На дне" (1902). "На дне" считается не только вершиной раннего творчества Горького, но и классикой театрального искусства. После того, как в 1902 году пьесу инсценировал Константин Станиславский в Московском художественном театре, "На дне" не сходит с подмостков. До сих пор эта драма о буднях, по формальным признакам, одной из бесчисленных ночлежек царской России, вызывает интерес исследователей и публицистов. Совсем недавно к очередному юбилею Максима Горького в "ЛГ" вышла колонка Елены Сазанович "Буревестник" , посвященная в основном этой пьесе. И о ней же в литературном журнале Союза писателей Москвы "Кольцо А" вышло эссе Дмитрия Овчинникова под многозначительным названием "Что лучше – истина или сострадание?". Эта моральная коллизия пьесы, разыгранная между центральными персонажами Лукой и Сатиным, не теряет актуальности. Как и прочие идеи Горького. Ведь, помимо революционных провозвестий, он много размышлял о человеке. Сцена из спектакля "На дне". Постановка МХТ 1902 года. В роли Сатина - К. Станиславский. Фото: hitrovka-fond.ru Например, в 1915 году драматург написал пьесу "Старик". Она была поставлена в Малом театре уже после революции, в 1919 году, и премьеру посетили Владимир Ленин с женой Надеждой Крупской. В этой пьесе Максим Горький боролся с "карамазовщиной". В предисловии к американскому изданию драмы он пояснял, что хотел отразить, "как отвратителен человек, влюблённый в своё страдание и считающий, что оно даёт ему право мести за всё то, что ему пришлось перенести". Автор использовал пронзительный образ эгоиста: "человека, поджигающего дома и города только по той причине, что ему холодно!". Максим Горький пять раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Тут явно дело не только в его мировоззрении и положении главного писателя СССР, инициатора создания Литературного института и Союза писателей, но и в таланте. Но то, что он Нобелевку так и не получил, возможно, объясняется идеологией… Хотя, по правде говоря, отношение Горького к революции и происходящем в Стране Советов было не так однозначно, как это показывают. Многие письма Горького не опубликованы до сих пор, а о смерти его в июне 1936 года ходило много слухов о причастности властей, в том числе и самого Вождя народов… Эту версию отразил Александр Городницкий в иронической песне "Не возвращайся, Горький, с Капри!". Впрочем, слухи официального подтверждения не нашли, остались элементом культурной мифологии. В наши дни их, возможно, стоит расценивать как свидетельство неоднозначности и неодномерности Максима Горького как писателя и общественного деятеля. Крупные фигуры одномерными не бывают. А что Горький был и остался величиной, в том сомневаться не приходится.