Чем удивит история любви снайпера Марютки и белого офицера на сцене Губернского театра

Удивительная премьера появилась в афише Московского Губернского театра - спектакль "Сорок первый" в постановке Ивана Пачина. В его основе - одноименная повесть Бориса Лавренева, написанная прозаиком в 1924 году всего за два дня.

Чем удивит история любви снайпера Марютки и белого офицера на сцене Губернского театра
© Российская Газета

История о любви, вспыхнувшей между двумя непримиримыми врагами - красноармейкой и белым офицером, звучит невероятно остро и близко к нам сегодняшним, а театральный язык действа - притчевый, немного наивный - заставляет увидеть за каждой "позицией" в первую очередь человека.

Иван Пачин хорошо знаком самому взыскательному зрителю - он ставит спектакли для детей и подростков. В его творческой биографии значатся постановки по всей стране: от Севастопольского и Хабаровского театров юного зрителя до Красноярского театра кукол, занимал он и пост главного режиссера в Тверском ТЮЗе, а еще - четырежды становился лауреатом Большого Детского фестиваля, ежегодно проводимого Губернским театром смотра лучших детских спектаклей.

Собственно, поработать на этой сцене режиссеру предложил худрук Сергей Безруков - знакомство произошло в Севастополе, как раз в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева. Так и случился "Сорок первый" - дебют Ивана Пачина в режиссуре для взрослого зрителя.

Повесть Бориса Лавренева не о войне, как может показаться на первый взгляд. Точнее, о войне - но не о Великой Отечественной, а о Гражданской (в театре долго спорили, оставлять ли оригинальное название, и все же оставили). Бывшая астраханская рыбачка, а теперь революционный снайпер Марютка (Ирина Токмакова) бьет точно в цель и ведет счет убитых ею врагов. Сорок первым в ее списке должен был стать поручик белой армии Говоруха-Отрок (Антон Соколов), "но то ли от холода, то ли от волнения промахнулась Марютка…" Отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым (Сергей Медведев) выведывает, что пленник владеет важной информацией - решено сохранить ему жизнь, но доставить к командованию. Так и начинается путешествие героев - вокруг пески Средней Азии и ни воды, ни съестных припасов.

Всю эту историю постановочная команда разыгрывает максимально просто, но при этом изобретательно и эффектно: караваны верблюдов с тюками - это деревянные фигурки, огромные тени от которых бродят по пространству сцены; смертельные выстрелы - вырывающиеся вдруг из одежды и трепещущие кусочки красной ткани; море, до которого, наконец, удалось добраться - волны синего бархата; а лодка складывается из сдвинутых углом лавочек.

Декорации рождаются прямо у нас на глазах, но этот прием лишен какого-либо ощущения "скорой руки" - наоборот, видно, насколько точно придумана и продумана каждая деталь. И что еще более удивительно - усомниться в происходящем даже не приходит в голову, всему веришь. Иногда кажется, что смотришь вестерн. Иногда напоминают о себе "Неуловимые мстители". А иногда - будто попал в мультфильм.

При этом спектакль о классовых врагах напрочь лишен ненависти и злобы - есть только непонимание. Но и это потом, а сначала, когда Марютка и Говоруха-Отрок из-за шторма попадают на необитаемый остров, между ними рождается любовь. Мир с его красными и белыми, правыми и левыми исчезает, остается в какой-то другой жизни - а перед нами просто два человека с их желанием быть счастливыми, любить, заботиться. Просто жить.

- За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат, - рассказывает Иван Пачин. - Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни.

Режиссер уверен - любое высказывание на злободневную тему может быть сделано только нежно и с любовью: "Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас - суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале?"

А в финале прозвучит еще один выстрел - только в этот раз Марютка не позволит себе промахнуться. Могла бы она отпустить поручика, за которым приплыли белые?

- В русской литературе - пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, - ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен, - подытоживает режиссер.

Прямая речь

Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра:

- Иван Пачин - один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева "Сорок первый" - это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально.