Психологи выявили новые закономерности развития детей с аутизмом

Психологи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) изучили особенности понимания речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате было установлено, что несогласованность развития – более общая черта аутизма, чем предполагалось ранее, отмечается в опубликованном в журнале «Клиническая и специальная психология» исследовании.

Психологи выявили новые закономерности развития детей с аутизмом
© Мир24

По словам специалистов, основные исследования речи детей с РАС направлены на ее экспрессивную сторону, собственно разговорное развитие. При этом представители МГППУ фокусировались на изучении импрессивной части речи, то есть ее понимании.

«Мы применяли три методики. Первая план диагностического обследования при аутизме (ADOS) для оценки профиля аутистических проявлений и их тяжести. Вторая КОРАБЛИК, она позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка. Третья тестирование на интеллект», пояснила старший научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ Дарья Переверзева.

Согласно результатам исследования, дети младшего школьного возраста с РАС отличаются неравномерным развитием понимания речи, а спектр нарушений может быть очень широк – от полного мутизма (неспособность использовать речь – прим. ред.) до опережающего развития.

Ранее было неоднократно доказано, что при аутизме наблюдается и неравномерность интеллектуального развития. Некоторые способности оказываются значительно ниже нормы, а другие существенно ее превосходят. Похожие результаты показало и изучение зрительного восприятия.

«Результаты представленной работы указывают на то, что несогласованность развития, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома», отметила Переверзева.

Отмечается, что степень неравномерности развития импрессивной речи была связана с тяжестью аутизма и совершенно не зависела от уровня интеллекта. Чем тяжелее аутизм, тем сильнее проявляется неоднородность результатов по различным языковым уровням.

В будущем исследователи попытаются лучше понять закономерности развития при аутизме и сформировать методики коррекции и диагностики нарушений.

Ранее психологи рассказали, от чего зависит счастье и как научиться сохранять ощущение душевной гармонии надолго.