Виртуальные беженцы: как «банда попрошаек» выманивает гумпомощь за людей, бежавших от боевых действий в Донбассе

Из Украины в Россию идет наплыв нуждающихся в помощи беженцев. Этим решили воспользоваться злоумышленники. Администраторы волонтерских Telegram-чатов сообщили Daily Storm, что неизвестные обманом получают у переселенцев паспортные данные, а затем под чужими именами просят гумпомощь. Многие потерпевшие до сих пор не в курсе, что их документы используют для афер по всей стране.

Виртуальные беженцы: как «банда попрошаек» выманивает гумпомощь за людей, бежавших от боевых действий в Донбассе
© Daily Storm

Истории беженцев

Спасаясь от бомбежек, в сентябре 2022 года украинка Анастасия Фиголь с тремя детьми и пожилыми родителями приехала из села Лиман Харьковской области в Россию. Первые дни после переезда были самыми тяжелыми, вспоминает она.

Без гражданства трудно устроиться на работу, а семья нуждалась в еде, средствах гигиены, лекарствах и памперсах. Более того, самому младшему ребенку, полуторагодовалому мальчику Макару, нужно было провести пластическую операцию из-за врожденного недуга.

В этих условиях Анастасия обратилась сразу в несколько Telegram-чатов помощи беженцам. 

«Я была в не очень хорошем положении с детьми, обращалась за помощью во всякие волонтерские группы. Люди отзывались, были готовы помочь продуктами, помочь в оформлении чего-то. Но при этом просили мои данные и данные моей семьи: миграционные карты, свидетельства о рождении детей и паспорта, чтобы подтвердить личность. Естественно, я все это скидывала, просто фотографировала и сбрасывала, ничего не ретушировала. Мне только потом подсказали, что хотя бы номер паспорта нужно было спрятать. Мне не до этого было, потому что были непростые моменты в жизни», — рассказала Daily Storm Анастасия Фиголь.

Как вспоминает беженка, порой она сталкивалась с ситуациями, когда люди, представляющиеся волонтерами, просили паспортные данные. Девушка отправляла документы, но потом они исчезали. 

«Такое было. И не раз. Мы списывались в личных сообщениях, они просили скинуть данные и документы, чтобы на 100% удостовериться, что я беженка с Украины и многодетная мама, а не аферистка. Я, естественно, сбрасывала данные, но человек исчезал, никакой помощи не предоставлял», — пожаловалась Фиголь. 

Сейчас ее семья живет в подмосковной Балашихе, в съемной квартире. Анастасии удалось встать на ноги: найти работу, устроить детей в школу и подать заявление на российское гражданство. 

Однако появилась новая проблема. Совсем недавно с ней связался благотворительный фонд помощи «Русская береза». Волонтеры организации сообщили девушке, что неизвестные при общении с благотворителями представляются Анастасией Фиголь и пользуются ее персональными данными. 

С подобными случаями столкнулись и другие беженцы, просящие помощи в чатах Telegram. В числе таких людей была и эвакуировавшаяся из Горловки с двумя детьми Татьяна Бабина. Девушка рассказала Daily Storm, что приехала в Белгород в конце зимы 2022 года, а в октябре решила забрать с Украины свою маму. Однако вскоре после переезда ее мать скончалась. 

«Я ее хотела отвезти в Горловку и похоронить на родине. Мне надо было собрать средства на похороны и поездку, всего 115 тысяч. Объявила сбор и скидывала свои украинские документы в группу. Спустя какое-то время мне девочка из группы пишет, что моими документами кто-то пользуется. Кто — не знает», — рассказывает Татьяна Бабина.

Как работает схема обмана?

После начала СВО Telegram стал одной из самых востребованных площадок для помощи беженцам. Волонтеры со всей страны начали создавать чаты для координации с нуждающимися в помощи. В них переселенцы с Украины могут попросить вещи первой необходимости — еду, одежду для детей, предметы быта или даже деньги. Неравнодушные помогают чем могут, естественно, из личного кармана. 

«Люди пишут: «Мы семья с тремя детьми, нам нечего кушать, нужны утюг, блендер». И человек, живущий в Питере, Владивостоке — не важно, где, переходит в личное общение и помогает деньгами дистанционно либо через маркетплейсы покупает вещи. И на пункте выдачи уже в Белгороде человек приходит и их получает. То есть не обязательно находиться в этом же городе, из которого ты просишь», — объяснила принцип работы Юлия Немчинова — администратор чата помощи «Центр помощи Юлии Немчиновой Белгород Беженцы» (насчитывает почти 4000 участников). 

Судя по рассказам волонтеров, система основана на доверии между участниками. Единственный способ проверить, действительно ли ты говоришь с беженцем из Украины, — попросить показать украинский паспорт или миграционную карту, рассказывает Немчинова. Однако в феврале 2023 года волонтеры заметили, что такая проверка не дает никаких гарантий. Первые подозрения возникли в конце февраля у Анны — администратора всероссийского чата помощи беженцам «Уехать от войны» (в нем состоит более 5600 пользователей). 

Волонтеру пожаловалась беженка Карина, что некто под ником «А М» представился членом благотворительной организации и просит скинуть паспортные данные. При этом неизвестная отказалась отвечать на вопрос, какую именно организацию представляет. После этого «А М» объяснила Карине, что помощь уже не удастся получить, и исчезла. 

«Я вспомнила, что еще раньше человек с ником «А М» написал в наш чат, что работает разносчиком листовок и нуждается в обуви, потому что от большого количества ходьбы она расклеилась. Значит, это беженка, и она никак не может быть одновременно представителем волонтерской организации. Поэтому возникли вопросы. С коллегами обсудила ситуацию, заблокировали данный аккаунт в чате», — сообщила Анна. 

Через пару дней Анне пришла жалоба от еще одной подписчицы, на этот раз на аккаунты Alena bori и «Киви Л». Первый представлялся той самой Анастасией Фиголь, о которой шла речь в начале статьи. Правда, проживала она не в Балашихе, а в Белгороде. Но несмотря на это, пользователь Alena bori предъявил паспортные данные именно Анастасии Фиголь из Подмосковья. 

«Alena bori использовала в переписке с подписчицей данные Анастасии Фиголь. Нам показалось странным, что ник Алена, по документам Анастасия, а при переводе на банковскую карту высвечивается имя Елена, — рассказала Daily Storm Анна. — А «Киви Л» предъявляла вначале одни документы некой Татьяны Сергеевны 1986 года рождения. Потом, видимо, забылась и прислала видео, где разворачивала паспорт на женщину 1957 года рождения. А после не смогла ответить на вопрос, почему присылает разные документы».

Пожаловавшаяся на Alena bori подписчица решила самостоятельно проверить предполагаемых жуликов. Она нашла на сайте фонда «Русская береза» анкету беженки Анастасии Фиголь, где указано текущее место жительства — подмосковная Балашиха, и показала это собеседнице. «Анастасия Фиголь» из Белгорода оправдалась, что на сайте речь идет о ее полной тезке, с которой она знакома лично и даже жила в одном поселке.

Администраторы совместно сопоставили факты и выяснили, что сомнительные аккаунты действуют по одной схеме во многих чатах уже несколько месяцев.

Некие лица в приватных беседах с нуждающимися представляются благотворительной организацией и обещают поддержку. Чтобы ее получить, нужно лишь подтвердить свой статус беженца, предоставив фотографии паспорта и других документов. Как только беженец скидывает эти данные, «благотворители» исчезают. Вскоре пользователь, выманивавший личные данные, появляется в чатах и просит поддержки под видом беженца. 

Общими усилиями пострадавшие благотворители и администраторы чатов выявили минимум девять аккаунтов, владельцы которых выдают себя за других людей. На аватарках у них стоят чужие фотографии или стоковые изображения из интернета. 

Активисты уверены, что в этом деле замешано сразу несколько человек, так как «попрошайки» предоставляли разные номера телефонов волонтерам.

Однако чаще всего эти пользователи представлялись некой Кузьминовой Еленой Павловной. Для связи они использовали номер, который привязан к счету в банке, принадлежащий Елене Павловне К. При этом все посылки, которые отправляли волонтеры, приходили в почтовые отделения одного и того же района Белгорода.

Еще одно подтверждение теории о нескольких участниках в схеме. В Белгороде у волонтеров есть собственные пункты выдачи, куда для получения посылок нужно явиться лично. Когда неизвестные с фейковых аккаунтов договаривались о том, чтобы забрать подарки благотворителей, всегда приходили разные люди. 

«Скорее всего, это группа людей, потому что когда в Белгороде от этого лица была запрошена помощь, все время получать посылки приходили разные люди. Эта женщина говорила, что не может приехать, у нее дети заболели и так далее. Что вместо нее придет ее подруга, кума или еще кто. Предоставляют не оригиналы документов, а показывают их фото с телефона. Таким образом нельзя сравнить обладателя документов и человека, что стоит перед тобой», — описала странное стечение обстоятельств активистка из Белгорода Юлия Немчинова.

Daily Storm попытался связаться по контактам телефонов, которые предоставляли волонтерам. Однако ни по одному из указанных номеров изданию не ответил, в Сети также нет отклика. 

В деле разберется полиция

По словам Юлии Немчиновой, и раньше в чаты пробирались обманщики, но их быстро удавалось вычислить, поэтому больших бед они не приносили. Нынешний случай — беспрецедентный по масштабу, длительности и объему полученной помощи от благотворителей. 

«Это судя по тому, сколько было подтверждений только от помогающих. Кто-то прислал тысячу, а кто-то прислал продуктов на 10 тысяч. Приблизительно более чем на 100 тысяч было оказано помощи», — посетовала Немчинова. 

Поэтому администраторы и волонтеры решили обратиться за помощью в полицию. 

«С юристом обсуждали, хотим официально подать заявление в полицию, чтобы они разобрались и установили, что это за группа лиц и есть ли факт нарушения закона. Потому что они используют чужие паспорта. Фактически это мошенничество», — считает белгородская активистка.

Пострадавшая Анастасия Фиголь из Балашихи также планирует писать заявление в полицию по факту мошенничества. В этом ей помогает коллектив администраторов чатов помощи. 

«Настоящая Анастасия вышла на связь, она собирается писать заявление в полицию, просит помощи в составлении заявления», — сообщила администратор Анна.

Параллельно волонтеры стремятся сделать свою деятельность более прозрачной, чтобы подобных инцидентов не было. Юлия Немчинова недавно зарегистрировала НКО «Центр помощи Юлии Немчиновой», в работе которой четко регламентирован процесс передачи гумпомощи. 

«К нам поступают заявки через чат-бот от нуждающихся, где они описывают все, в чем нуждаются. Им собирается адресная помощь, и при выдаче человек на заявке ставит подпись о получении. Это железно подтверждает, когда и что именно этому человеку было выдано, с фото и указанием его телефона для проверки», — заверила основательница организации.

]]>