Каким был бы суд по делу о гибели Анны Карениной? Ответ — в Театре наций

Алла Сигалова изначально ставила спектакль с расчетом, что в главной роли будет Софья Эрнст. Впервые «Каренину» — ее концертно-театральную версию — сыграли прошлой осенью в «Барвихе Luxury Village». Затем решили перенести в более камерное пространство. Сняли постановку на видео, показали Евгению Миронову, он позвал команду в Театр наций.

Каким был бы суд по делу о гибели Анны Карениной? Ответ — в Театре наций
© BFM.RU

По форме спектакль напоминает судебное разбирательство. Юрию Соломину, 87-летнему худруку Малого театра, наверное, не понравилось бы. Он 11 апреля выступил против переиначивания классики на сцене. Хотя тут идут достаточно близко к тексту Толстого.

Режиссер и актеры много времени посвятили изучению законов, регулирующих бракоразводные процессы толстовских времен, рассказала Софья Эрнст:

Софья Эрнст актриса «Детали этого закона введены в текст нашей инсценировки, они объясняют, почему был невозможен развод. Эти условия очень много объясняют в поведении героев: почему все-таки они не могли расстаться и продолжали быть связаны. Женщина не могла забрать ребенка даже после развода. Если после развода были рождены дети, давалась фамилия первого мужа, они не признавались церковью, был очень сложный процесс, как усыновить этих детей. Она была заперта в клетку. Для Карениной любовь оправдывает все, для нее это самая большая правда, ради любви она готова жертвовать всем. Для меня смысл заключен в реплике Вронского, которая звучит в нашем спектакле. Когда он, описывая все, что произошло между ним с Анной, говорит: «Это осуществление желаний показало мне ту вечную ошибку, которую делают люди, думая, что счастье — это и есть осуществление желаний».

«Господа присяжные заседатели, слушается дело по самоубийству», — чеканит со сцены Сигалова. Она одновременно режиссер и прокурор, сама ввела эту роль. Прокурор и адвокат с пристрастием задают провокационные вопросы главным героям: Карениной, Каренину и Вронскому — обвиняют, защищают и помогают разбираться в деле зрителю. Каренина играет Игорь Миркурбанов, Вронского — 32-летний Сергей Яковлев из «Ленкома».

Сценографическое решение — черно-белое, никаких полутонов. Актеры двигаются, будто шахматные фигуры. Один сделал ход, другой сделал ход в ответ. Пространство не нагружают дополнительными смыслами, чтобы зритель мог сам решить, кто же все-таки прав, кто виноват.

Своими впечатлениями от спектакля делится редактор отдела культуры журнала «Эксперт» Вячеслав Суриков:

Вячеслав Суриков редактор отдела культуры журнала «Эксперт» «Там действительно очень необычная сцена. Ее задняя часть постепенно поднимается и создает сложности для тех актеров, которые играют именно в этой части сцены, но иногда мы видим, что они специально оказываются там, чтобы быть более выразительными, чтобы продемонстрировать ту сложность ситуации, в которую они попали. Эмоционально очень напряженное действие. Неожиданно, что эмоциональность, драматизм [Сигалова] доверила одной из своих учениц, с которой она уже работала на спектакле «Бал» в МХТ, Софье Эрнст. Она очень необычна в роли Анны Карениной. Ее поддерживает, конечно, Игорь Миркурбанов, мощный драматический артист. Он может сыграть все что угодно. В данном случае он играет, с одной стороны, эмоциональную сдержанность, с другой стороны, у него есть очень резкие эмоциональные выплески».

«Каренина. Процесс» — действительно эмоционально непростая история, которая, впрочем, идет всего около полутора часов. В следующий раз играть будут на майских праздниках. Но там уже sold out.