В Башкирском театре кукол прошла премьера фееричного мюзикла

Репертуар Башкирского государственного театра кукол пополнился фантастическим мюзиклом "Вечно эта 345-я!" по пьесе драматурга и прозаика из Санкт-Петербурга Жанар Кусаиновой. По форме - это красочное музыкальное представление, а по содержанию - философское произведение на вечные темы.

В Башкирском театре кукол прошла премьера фееричного мюзикла
© Российская Газета

Над спектаклем работали режиссер-постановщик - народная артистка Республики Башкортостан Ольга Шарафутдинова, художники-постановщики - мать и дочь Наталья Бирюкова и Светлана Степанова, хореограф Рустам Имамов и, конечно же, артисты, которые не только водят кукол, но и выступают "живьем". Этот прием незаменим, когда главная героиня - овечка под №345 из мира снов попадает в реальность.

Овечка - одна из тех, которых считают, чтобы уснуть. Но обычно человек погружается в сон на 25-30-й. До 345-й, самой младшей в семействе, добирается не всякий. А ей обидно: чем она хуже своих сестер и братьев? И чтобы ее заметили, оценили и полюбили, овечка решается на побег. И действительно становится знаменитой. Правда, лишь на день. Тогда приходит осознание, что ты нужен только своей семье, в которой тебя любят, хотя, может, и не твердят об этом на каждом шагу. А блеск и мишура, сопутствующий "звездности", ничего не стоит.

В начале спектакля на сцене на фоне звездного неба стоит только сфера, то ли купол обсерватории, то ли НЛО. Но вот действие начинается, сфера раскрывается, и мы видим салон самолета, где никак не может уснуть ребенок. Мама советует ему считать овечек - не помогает, слоников - тоже впустую.

Когда над головами пассажиров начинает летать говорящая овечка, самолет совершает вынужденную посадку, и здесь начинается самое интересное. 345-я овечка оказывается в центре внимания, у нее берут интервью, но уже назавтра все переключаются на других "калифов на час". В ток-шоу, этой пародии на бессмысленные телепередачи, где все кричат, перебивая друг друга, и пытаются казаться не тем, кто они есть, проходит целая вереница образов. Например, Семь пятниц на неделе, Конь в пальто, Бред сивой кобылы, Во всей красе, Чушь собачья, Черт те что и сбоку бантик.

Всех этих персонажей, которых не бывает в обычной жизни, но они есть в речи - это известные идиомы, - надо было сначала представить, а потом воплотить в куклах.

- Когда читаешь пьесу, то понимаешь, что это образы из Зазеркалья, придумывать их было и сложно, и интересно. Что-то получилось, - говорит художник-кукольник Наталья Бирюкова. - Театр кукол в этом плане и благодарный, и благодатный мир. Здесь могут осуществиться любые образы, они могут и полететь, и делать все, что угодно.

Фото: Гульназ Данилова

Для каждого образа находилось свое решение. Так, 7 пятниц представляет собой целую систему кукол на шестах: актер ведет одну куклу, и когда она движется, остальные шесть синхронно исполняют все движения. Чтобы актеру было удобно обращаться с этой системой, конструкцию максимально облегчили.

Фото: Гульназ Данилова

Все образы можно распознать, но даже если не получится - не страшно, ведь они в самопрезентации обозначают себя. Но вот с персонажем в форме купола все не так просто. У него то сердце из груди выпрыгивает, то уходит в пятки, то ком застревает в горле.

- В пьесе это были разобщенные персонажи, мы собрали их воедино, - объяснила Наталья Бирюкова.

Фото: Гульназ Данилова

В течение спектакля публика как будто путешествует по дивным мирам, то в сновидениях, то в космосе - этому помогает анимация. Все это нарисовала сценограф Светлана Степанова, а художник-мультипликатор задал движение.

У каждого персонажа своя музыкальная тема и танец. Музыку написал известный уфимский композитор Эдуард Исламов, а слова для песен - Владимир Аношкин.

Фото: Пресс-служба Башкирского театра кукол