Девяносто лет сегодня исполнилось бы Борису Стругацкому – младшему из знаменитых братьев-писателей, которые перевернули мир советской, да и мировой научной фантастики. Их книги сложно экранизировать. Но один из таких фильмов Борис Натанович все-таки уважал. Какой, рассказала корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова. Борис Стругацкий воспитал целое поколение писателей. В 70-ых он открыл семинар для молодых фантастов, который просуществовал почти сорок лет. Но попасть туда было непросто: нужны были рекомендации и, конечно, рукописи. И даже этого было недостаточно: если Стругацкий понимал, что человек просто пришел на громкое имя, сразу выпроваживал за дверь.Сегодня книги Стругацких по-прежнему особняком в магазинах: для них всегда отдельная полка. Огромная. Переизданий – множество. «Практически каждая поставка товара содержит Стругацких в себе, потому что без конца приходится полочки пополнять», – отметила управляющая Домом Книги Елена Ковригина. Стругацкий-младший, вспоминают друзья, был «тихим гением» – человеком обстоятельным и погруженным в науку.
«Борис Натанович по специальности – звездный астроном. Заканчивал математико-механический факультет нашего Ленинградского университета. А писать они стали в середине 50-тых, не имея литературного образования», – поделился депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский.
Обилие смыслов и сюжетных линий в книгах Стругацких всегда ставило в тупик режиссеров, когда те брались за экранизации, хотя Борис Натанович и давал им определенную свободу.
«Борис Натанович сказал великую фразу, которая ошеломила моего продюсера. Он был готов ко всему, но вот что услышал: «Чем вы дальше отойдете от текста повести, тем лучше». Как?! Потому что время прошло, потому что сейчас уже другой контекст. Он это прекрасно понимал», – поделился воспоминаниями режиссер Константин Лопушанский.
Борису Стругацкому, вспоминают друзья, нравилась немецкая версия «Трудно быть богом» Петера Фляйшмана. За бережное отношение режиссера к первоисточнику. А вот для «Сталкера» Тарковского сценарий пришлось переписывать, по разным данным, чуть ли не девять раз и полностью переработать образ угрюмого проводника: на персонажа повести герой Александра Кайдановского совсем не похож.
Писали братья вместе. Но длинные, тонко закрученные предложения – почерк Бориса. Фантастики в их книгах, отмечают поклонники, не так уж и много. В основном там действуют обычные люди в необычных обстоятельствах, а это тоже талант.